2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и назначение запорной арматуры

Виды и назначение запорной арматуры

Назначение и функции запорной арматуры

Изделия запорной арматуры относятся к специальному типу изделий для трубопроводных магистралей, назначение которых заключается в оперативном регулировании скорости потока рабочего носителя для обеспечения заданных параметров технологического процесса. Действие запорной арматуры направлено на закрытие, открытие, смену направления и скорости движения рабочего газа/жидкости. Кроме того, к запорной арматуре следует отнести спускные и контрольные изделия, служащие для сброса носителя из трубопроводных систем, технологических аппаратов, и подачи носителя в контрольно-измерительные приборы.

Арматура данного типа присутствует во всех трубопроводных магистралях промышленных производств, технических объектах бытового назначения (отопление, газо-, водоснабжение, канализация и т.д.), и составляет не менее 80% от общего количества используемых изделий в магистрали. Наибольшее распространение в качестве запорных элементов получили задвижки, вентили, краны, клапаны и затворы.

Выбор материалов, из которых изготавливаются данные детали, в настоящее время достаточно широк:

  • металлы (титан, алюминий);
  • сплавы (чугун, сталь, бронза);
  • полимерные и синтетические материалы, например, поливинилиденфторид (ПВДФ), хлорированный поливинилхлорид (ХПВХ), полиэтилен (ПЭ), полипропилен (ПП).

При выборе запорного изделия руководствуются следующими техническими характеристиками: присоединительный диаметр, назначение и материал, из которого изготавливается корпус и рабочая часть трубопровода, скорость закрытия. Специальные требования: продолжительные сроки службы, высокая прочность, надёжность, безопасность, коррозионная устойчивость материала к рабочей среде, герметичность, простота монтажа и удобство эксплуатации.

Следует отметить, что рабочая среда трубопровода достаточно быстро повреждает изделия запорной арматуры, происходит истирание уплотнительных элементов, износ, коррозионные процессы, поэтому необходимо своевременно проводить технический контроль оборудования, промывку систем магистралей, ремонт или замену изделия.

В зависимости от назначения в составе технического объекта запорная арматура делится на категории:

  • промышленная (общепромышленная, специальная) – используется в производствах различного рода деятельности, в том числе народного хозяйства;
  • судовая – эксплуатируется в заданных специфических условиях морского и речного транспорта;
  • сантехническая – трубопроводная арматура бытового назначения, применяется в газовых плитах, колонках, ванных, котлах и т.д.;
  • изготовленная по спецзаказу – разрабатывается, изготавливается и эксплуатируется в соответствии с особыми заданными техническими требованиями, например, в уникальных, экспериментальных промышленных объектах.

Функции, выполняемые данным типом арматуры обширны: регулирующая, распределительно-смесительная, предохранительная, защитная, запорная, фазоразделительная.

В данной статье рассмотрим виды запорной арматуры, действие которой направлено на изменение площади поперечного сечения трубопровода для регулирования скорости потока носителя или полной его остановки.

Виды запорной арматуры

Задвижка

Основное отличие данной детали состоит в том, что запорный (регулирующий) элемент представляет собой лист, диск или клин, который может возвратно-поступательно перемещаться в направлении, перпендикулярном направлению движения рабочего носителя. Этот вид арматуры относится к промышленной категории и используется, в основном, в трубопроводных коммуникациях жилищно-коммунального хозяйства и промышленных производств. Задвижки делятся на полнопроходные и усеченные, их устройство позволяет плавно регулировать скорость потока и предотвращать гидравлические перегрузки.

Рассматриваемый вид изделий обладает рядом преимуществ: простота конструкции, широкий диапазон условий эксплуатации, небольшая строительная длина, малое гидравлическое сопротивление, что особенно важно при их применении в трубопроводных магистралях с высокой скоростью рабочего носителя. Недостатки задвижек определяются их конструкцией: достаточно большое время, затрачиваемое на закрытие или открытие затворного элемента, износ уплотнительных деталей, сложность в техническом обслуживании.

Отечественная промышленность выпускает задвижки с не выдвижным штоком и с выдвижным шпинделем. Устанавливаются задвижки независимо от направления движения потока в трубопроводе, так как их конструкция симметрична. Выдерживают рабочие давления от 2 до 200 атмосфер, присоединительный диаметр варьируется от 8 мм до 2 м.

Вентиль

Вентиль, как вид запорной арматуры, выполняет регулирующую функцию и позволяет изменять расход носителя в трубопроводе вплоть до прекращения его подачи. С их помощью поддерживается заданный уровень давления в магистрали и осуществляется смешение потоков в необходимой пропорции.

В вентиле рабочий элемент расположен на шпинделе, который совершает возвратно-поступательные движения от вращательных движений маховика. Движение шпинделя может осуществляться автоматически при помощи сервоприводов и вручную.

Данные изделия относятся к промышленной категории и наиболее часто встречаются в бытовых объектах жилищно-коммунального хозяйства. Самый распространенный тип вентиля – проходной, размещаемый на прямых участках магистралей. Одним из недостатков данного вида арматуры, кроме прямоточных вентилей, является большое гидравлического сопротивление, что ограничивает их применение в специальных технических объектах. Преимущества вентилей заключается в небольшой стоимости, доступности, надежности, легкости ремонта и технического обслуживания при эксплуатации.

Кран шаровой запорный

Отличие конструкции запорного крана заключается в простоте исполнения: запорный элемент выполнен в виде шара, цилиндра и, что достаточно редко, может быть конической формы. Краны бывают полнопроходными и не полнопроходные. В полнопроходных кранах диаметр проходного отверстия всегда соответствует диаметру присоединительного отверстия к трубопроводу, в не полнопроходном, соответственно, проходной диаметр меньше.

Работа осуществляется в крайних режимах «закрытие» и «открытие». Его основная функция направлена на перекрытие движения рабочего потока. Достоинства, недостатки и условия эксплуатации определяются материалом, из которого изготовлен кран. Например, пластиковые краны ПП, ПЭ устойчивы к воздействию агрессивных сред, но подвергаются разрушительному действию механических примесей рабочей среды. Краны из нержавеющей стали выдерживают высокие рабочие давления и температуры, но с точки зрения бытового использования имеют значительную стоимость.

Клапан

Клапаны (обратные) относятся к защитной трубопроводной арматуре, функционально предназначены для предотвращения обратного хода потока рабочего носителя в технологической схеме. Пропуская рабочую среду в одном направлении, клапаны не дают возвратного хода жидкости или газа.

С их помощью осуществляется защита различного производственного оборудования (насосы, резервуары, аппараты и др.), а также исключается поврежденный участок трубопровода при течах рабочего носителя из общего технологического процесса, что крайне важно при возникновении аварийной ситуации.

Существуют клапаны с конструкцией запорного элемента шарообразной формы или в виде конуса, перемещение которого происходит в направлении, параллельном движению носителя. Поток, проходящий через рабочее окно клапана, прижимает запорный элемент к основанию устройства, что прекращает его движение в обратном направлении. Клапаны обратного типа изготавливают как встроенные в состав узлов и агрегатов, так и в самостоятельном виде. Как правило, обратные клапаны монтируются на горизонтальных прямых участках магистралей по направлению рабочего потока.

Клапаны, имея сравнительно простую конструкцию, тем не менее, обеспечивают надежность и герметичность перекрытия рабочего потока, благодаря чему широко используются для газообразных и жидких рабочих сред. Применяются в широком диапазоне давлений (от 5·10 -6 до 2000 атм.) и рабочих температур (от минус 200 до плюс 600°С). Подходят для трубопроводных конструкций относительно небольших диаметров.

Затворы

Затвор – это устройство запорной арматуры, используемое для обеспечения герметичности при перекрытии рабочего потока. Может работать в режимах «регулирование» и «перекрытие». Представляет собой наиболее удобный и простой вид запорной арматуры при техническом обслуживании и эксплуатации, имеет невысокую стоимость и рыночную доступность.

Устройство затвора разработано таким образом, что запирающий элемент проворачивается вокруг оси, на которой он расположен. Наиболее распространенная разновидность данного устройства с дисковым затвором – «Баттерфляй».

Управление положением затвора возможно вручную при помощи ручки и механически с помощью редуктора или электрического привода. Такие достоинства поворотных затворов “Баттерфляй”, как простота технического обслуживания, монтажа и замены уплотняющих деталей, небольшая строительная высота и масса, а также продолжительные сроки эксплуатации и доступная стоимость широко используются в трубопроводных магистралях бытового назначения.

Отечественная промышленность выпускает широкую линейку изделий запорной трубопроводной арматуры, отвечающих общим и специальным требованиям, высокому качеству и современным технологиям. Стоимость таких изделий может широко варьироваться от 100 руб. до нескольких десятков тысяч рублей, что определяется материалом, назначением, размерами, производителем.

Что такое запорная арматура?

Какие виды запорной арматуры различают?

Существует множество типов и конструкций изделий, относящихся к запорной арматуре. Она применяется в различных областях промышленности и сферах человеческой деятельности. Запорную арматуру можно классифицировать по нескольким признакам.

По сфере применения

  1. Промышленная арматура, используемая на различных предприятиях и в народном хозяйстве. Она широко применяется в трубопроводных системах водо- и газоснабжения, транспортировки пара, отопления и т. п.
  2. Общепромышленная арматура, предназначенная для работы с высоким давлением, при повышенных или пониженных температурах. Их используют для транспортировки агрессивных, различных токсичных и радиоактивных веществ. Запорная арматура, относящаяся к данной категории, отличается высокой коррозионной стойкостью. Это — криогенные и фонтанные устройства, арматура, работающая с сыпучими средами, изделия с обогревом и т. п.
  3. Судовая запорная арматура, предназначенная для монтажа на морских и речных судах. Она отличается вибрационной устойчивостью, имеет определенный вес и не коррозирует в морской воде.
  4. Специальная арматура. В данную категорию относятся изделия, изготовленные по спецзаказу для конкретных условий эксплуатации.
  5. Сантехнические изделия, используемые в различных коммуникациях, сфере ЖКХ. Она монтируется на технические трубопроводы, бытовые приборы, отличается малыми размерами, простотой конструкции и легкостью эксплуатации. У такой запорной арматуры ручное управление, за исключением регуляторов давления и газовых клапанов.

Выделяют уникальную запорную арматуру, производимую для испытательных промышленных установок.

По типу присоединения к системе

Запорная арматура может быть классифицирована по типу подсоединения к трубопроводу следующим образом:

  • С фланцевым соединением.
  • Муфтовые.
  • Штуцерные.
  • Под приварку.
Фланцевая арматура

Фланцевый тип — один из самых популярных в трубопроводной арматуре, поскольку он позволяет создать разъемное соединение, которое при необходимости легко разобрать. Форма у фланцев может быть круглая или квадратная. Первые отличаются универсальностью и подходят для применения в трубопроводных системах с любым давлением. У квадратных есть ограничение в использовании в 20 атм.

Фланцы запорной арматуры и ответной детали стягиваются между собой болтами или шпильками, между фланцами укладывается прокладка для большей герметичности. Основные достоинства соединения:

  • Высокая надежность соединения.
  • Повышенная герметичность.
  • Способность выдерживать высокие показатели давления.
Муфтовая арматура

Муфтовый тип используется для запорной арматуры с небольшим условным проходом — до Ду50 и при давлении в системе менее 1,6 МПа. Она навинчивается на трубу.

Различают два исполнения муфтовой арматуры — с внутренней и внешней резьбой. Стоит отметить, что допускается изготовление деталей с разным видом резьбы с разных сторон. А именно, с одной стороны — внешняя, с другой — внутренняя.

В муфтовых изделиях предусмотрено наличие уплотнений из ленты ФУМ, льняной нити или смазки для лучшей герметичности. Основные достоинства подобного соединения — простота монтажа, замены. При установке нет нужды в применении дополнительных устройств и элементов.

Штуцерная арматура

Подобное присоединение встречается только у арматуры крайне малого условного прохода — до Ду5. У присоединительного конца имеется внешняя резьба, а накидная гайка прижимает изделие к трубе. Таким способом в магистральные трубопроводы устанавливают различные измерительные устройства.

Арматура «под приварку»

Сварное соединение в трубопроводах используется в сетях, транспортирующих опасные среды. Из-за этого необходимо обеспечить максимальный уровень герметичности. Требуется следить, чтобы сварной шов не был слабее стенки трубы, в противном случае может произойти разгерметизация пространства.

Сварные соединения могут быть выполнены:

  • Встык с дополнительным прокладным кольцом во избежание перекоса деталей.
  • В раструб. В этом случае сварной шов расположен снаружи трубы.

Перед сваркой поверхности необходимо подготовить — обезжирить, устранить налет, возможную коррозию и загрязнения.

Главное достоинство — наибольшая надежность и герметичность соединения, небольшая стоимость, малые габариты. Недостаток — сварочные работы должны проводиться квалифицированным специалистом. Это трудоемкий и точный процесс.

Читать еще:  Техника установки пластиковых окон

По способу регулировки потока

По методу регулировки потока различают следующие типы запорной арматуры:

  • Краны (шаровые, пробковые и т. п.).
  • Запорные вентили.
  • Заслонки.
  • Задвижки (клиновые, шиберные и т. п.).
Краны

Запорные краны бывают шаровой и пробковой конструкции. Шаровые краны с запорным элементом в форме шара применяются в бытовых и технологических трубопроводных системах. Пробковые устанавливают на магистральные трубопроводы, переносящие нефтепродукты, газ, воду. В этом случае запорный элемент выполнен в форме пробки.

У запорного крана очень простая конструкция. Он состоит из нескольких элементов, главные из которых — корпус и затвор. Различают полнопроходную, неполнопроходную и стандартную арматуру. Работа запорного крана регулируется с помощью маховика или приводного механизма.

Принцип действия кранов прост: при смещении шара/пробки при повороте ручки происходит открытие/закрытие условного прохода трубы. Перпендикулярное расположение затвора говорит, что поток полностью перекрыт.

В качестве материала используется латунь, сталь (углеродистая, легированная, нержавеющая). Существуют пластиковые краны, отличающиеся стойкостью к химическим воздействиям. Сфера эксплуатации кранов обширна: они устанавливаются на системы горячего и холодного водоснабжения, нержавеющие изделия монтируются на магистральные трубы с Ду до 50 мм.

Вентили

Запорные вентили служат для регулировки потока среды с помощью маховика или электрического привода. По методу подсоединения различают муфтовые, фланцевые модели. Эти изделия позволяют поддерживать заданный уровень давление в системе, перемешивать жидкости в нужном соотношении.

Принцип действия запорного вентиля простой. Шпиндель под действием маховика начинает перемещаться возвратно-поступательными движениями, перекрывая проход среды. Проходные вентили могут врезаться только в ровные участки магистрального трубопровода, прямоточные же монтируются в зонах, где на выходе не допускается уменьшение расхода среды.

В качестве материала корпуса вентилей используется сталь, чугун, латунь или бронза. Последние два типа используются в домовых системах водоснабжения и отопления. Они имеют муфтовое или фланцевое соединение, «под приварку». Стальные изделия применяются в трубопроводах с жесткими требованиями рабочей среде. Чугунные вентили относятся к общетехническому типу запорной арматуры.

Заслонки

Заслонки устанавливают в системы с низким давлением из-за невысоких показателей герметичности — канализационные трубы, магистрали с химическими жидкостями. Они устанавливаются с помощью фланцевого соединения или сварным методом. В качестве затвора выступает диск, поворачивающийся вокруг оси. Материал изготовления — чугун или сталь.

Задвижки

Задвижки — популярный тип запорной арматуры, имеющий простую конструкцию и надежно перекрывающий поток рабочей среды с помощью затвора в форме диска или клина.

Они используются в магистральных и технологических трубопроводах, транспортирующих различную среду. Бывают полнопроходными и усеченными. Полнопроходные имеют одинаковый диаметр седла и трубопровода. У усеченных диаметр седла меньше, чем проход трубы. По конструктивному исполнению шпинделя задвижки делятся на изделия с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Первые имеют большую конструктивную длину, но отличаются более длительным сроком службы и ремонтопригодностью.

Задвижки отличаются простотой конструкции, универсальностью применения и легкостью в обслуживании. В качестве материала выступает сталь (углеродистая, легированная, нержавеющая, молибденсодержащая), чугун, алюминий.

Маркировка запорной арматуры

Вся запорная арматура должна соответствовать ГОСТ и иметь маркировку, в которой говорится о производителе изделия, материале корпуса, Ду, направлении потока рабочей среды, указаны рабочие размеры.

Маркировка наносится на корпус изделия одним из трех методов: клеймением, штамповкой, гравировкой. Например, расшифруем маркировку 15кч916бр.

  • 15 — обозначение клапана.
  • Кч — ковкий чугун (обозначение материала).
  • 9 — привод (электрический).
  • 16 — тип конструкции (размеры указываются в соответствующем каталоге).
  • Бр — бронзовые уплотнения.

Запорная арматура

Запорная арматура — наиболее популярная разновидность трубопроводной арматуры. Предназначена она для отсекания потока любой среды в инженерных системах.

Виды запорной арматуры по сфере применения

Изготавливают запорную арматуру из чугуна, стали, меди и даже пластмассы если сами коммуникации пластиковые.

Классифицируют ее по разным признакам. В зависимости от сферы применения её классифицируют следующим образом:

  1. Промышленная. Эти устройства выпускают серийно и применяют в различных сферах. Они есть в водопроводных, отопительных, газопроводных системах, в паропроводах.
  2. Общепромышленная. Используют эту группу изделий в таких условиях, где эксплуатация происходит при высоком давлении, низких или высоких температурных режимах. Такую арматуру устанавливают на трубопроводах, перемещающих агрессивные, токсичные, радиоактивные среды. Это запорные изделия коррозионно-стойкие, фонтанные, криогенные, с обогревом, предназначенные для сыпучей среды.
  3. Специальная. Её конструируют и изготавливают по заданным техническим регламентам, т.е. по спецзаказу.
  4. Судовая. Используют в на судах морских и речных. К ней предъявляют повышенные требования: невосприимчивость к вибрации, определенный вес, повышенная надежность.
  5. Сантехническая. Это самая популярная и обширная группа изделий, которые есть в каждом доме. Устанавливают такую арматуру на самых разных коммуникациях, эксплуатируемых пользователями. Без неё не сможет функционировать сантехника, бытовые приборы. Характерная особенность — небольшие присоединительные диаметры. Управление в основном происходит вручную, исключение — газовые защитные клапаны и регуляторы давления.
  6. Уникальная. Изготавливают в основном для экспериментальных промышленных установок.

Вид арматуры по типу присоединения к системе

Тип присоединения — один из ключевых параметров при проектировании трубопроводной арматуры. Самыми популярными видами являются соединения:

  • фланцевые;
  • резьбовые муфтовые;
  • штуцерные;
  • приварные.

Для существующей трубопроводной магистрали этот вопрос не актуальный, поскольку вариантов нет, их диктует сама система.

Фланцевый тип присоединения

Вся арматура фланцевого типа различается по единственному признаку — форме фланцев. Они бывают круглыми, квадратными, треугольными. Два первых встречаются наиболее часто. Круглые фланцы универсальны, они подходят для любых давлений. Ограничением для применения квадратных фланцев является давление выше 20 атмосфер.

Присоединительные фланцы должны плотно прилегать к ответным фланцам на трубопроводе. Их стягивают болтами или шпильками. Для этого в обоих элементах есть отверстия. Для лучшего прижима крепеж затягивают гайками. Повышают герметичность прокладки, размещенные между фланцами. Это разъемное соединение, поэтому проблем при монтаже и демонтаже не возникает. К достоинствам изделий относят:

  • прочность и надежность;
  • стойкость к высокому давлению;
  • хорошая герметичность.

Главные недостатки такого метода монтажа — возможное ослабление крепежа, внушительные габариты, немалая масса, высокая цена.

Изготавливают фланцы из стали либо чугуна — ковкого или серого. Ковкий чугун лучше, чем серый выдерживает большие температурные перепады и высокое давление. Литые стальные фланцы очень прочные, но на них негативно влияют пластические деформации.

Резьбовое соединение

Применяют этот тип присоединения для трубопроводов с наибольшим диаметром — до ДУ-50 и для давлений до 1,6 МПа. В этом случае резьба присутствует как на трубе, так и на арматуре. Даже если на трубопроводе резьбы нет, ее всегда можно нарезать. С одного конца арматуры этого типа имеется шестигранник для возможности применения разводного ключа для накручивания.

Резьбовые соединения бывают двух исполнений — с внутренней резьбой и внешней. С двух сторон изделия может быть разная резьба — внутренняя с одной и наружная с другой или идентичная с обеих сторон. Стандарты резьбы также встречаются разные.

Усиливают резьбовое соединение путем использования уплотнителей — льняной нити, ленты ФУМ, густых смазок. Такое соединение используют для монтажа самой разной запорной арматуры — клапанов, задвижек, разделителей потоков.

К плюсам резьбовых соединений причисляют отсутствие дополнительных элементов для установки, низкую цену, простоту монтажа и замены. Минус — непригодность для магистралей с высоким давлением.

Соединение штуцерное

Применяют этот тип для присоединения арматуры совсем малых диаметров — до ДУ-5. В этом случае присоединительный конец имеет внешнюю резьбу и прижимается к трубе накидной гайкой. Посредством штуцерного соединения в магистраль внедряют различные измерительные приборы.

Используют его для небольшого перечня специфических труб таких, как лабораторные.

Сварное соединение

Приварное соединение необходимо на тех магистралях, которые пропускают среды, опасные для здоровья. Здесь нужна идеальная герметичность, поскольку даже самые малейшие утечки недопустимы. Главное условие — сварочный шов не должен быть слабее стенки трубы.

Выполняют соединения двумя способами:

  1. Встык, когда сцепление для исключения перекоса деталей дополняют подкладным кольцом.
  2. В раструб. При этом сварочный шов находится на наружной стороне трубы.

Грамотное соединение сваркой является самым надежным, на 100% герметичным. Сварке предшествует подготовка концов трубы. К достоинствам приварного соединения относится низкая стоимость, незначительный вес, небольшие габариты.

Минусы проявляются в том, что использование такого способа соединения невозможно без привлечения квалифицированного персонала. Демонтаж арматуры очень трудоемкий.

Запорная арматура для сливного бочка унитаза

В быту очень часто приходится иметь дело с арматурой для сливного бочка унитаза. Более подробно о ней, её видах, правильной установке и регулировке можно узнать в отдельной статье: сливная арматура для бочка унитаза.

Классификация запорной арматуры по способу регулировки потока

В зависимости от того, как осуществляется управление потоком рабочей среды, запорную арматуру делят на такие типы:

  1. Краны.
  2. Запорные вентили.
  3. Заслонки.
  4. Задвижки.

Характеристики кранов

Они бывают шаровыми и пробковыми. Первые применяют в основном в бытовых трубопроводах. Вторые — в магистралях, транспортирующих нефтяные фракции, газ, воду. В первом случае элемент, отсекающий поток — шар, во втором — конус в форме пробки.

Конструкция запорного крана предельно проста. Основные детали — корпус и запирающий элемент. В зависимости от производительности арматура подразделяется на полнопроходную (90 – 100%), неполнопроходную (40 – 50%), стандартную (70 – 80%). Регулировку осуществляют посредством маховика или электропривода. Есть краны с дистанционным управлением.

Главный элемент шарового крана — запор, имеющий вид хромированного шара, вдоль одной его оси имеется отверстие. Расположен он между двумя уплотнительными кольцами (седлами) в центре корпуса. Параметры запора зависят от сечения трубы.

Открытие/закрытие происходит при смещении шарика из стали во время поворота рычага. Когда отверстие ориентировано по продольной линии трубы, осуществляется подача рабочей среды. При перпендикулярном положении отверстия поток перекрыт. В конструкции этой арматуры нет трущихся элементов, из-за чего потери воды незначительны.

Наиболее популярны краны шаровые латунные и стальные из стали углеродистой, нержавеющей и содержащей молибден. Есть шаровые краны пластиковые устойчивые к агрессивной химии. Герметичность у таких изделий низкая, они обладают повышенной чувствительностью к твердым включениям, находящимся в потоке и высокой температуре.

Внедряют их в системы как холодного, так и горячего водоснабжения, но с температурой не выше 65⁰. Краны из нержавейки встраивают в магистрали диаметром выше 50 мм. Предназначены изделия для функционирования в условиях высоких температур и давления. Для применения в быту эти краны слишком дорогие.

Вентили запорные

Это арматура, предназначенная как для перекрытия, так и для регулирования потока. Манипулируют ими посредством маховика или электропривода. Разные экземпляры предназначены для определенного температурного режима. Большие модели чаще всего бывают фланцевыми, а маленькие подсоединяют муфтами.

Вентилями поддерживают нужное давление в магистрали, а также смешивают жидкости в заданном соотношении. Запорный узел регулирует поток следующим образом:

  1. Маховик передает свои вращательные движения шпинделю.
  2. Он начинает перемещаться, совершая движения возвратно-поступательного характера.

Запускается шпиндель вручную, или посредством сервопривода. Самый популярный тип вентиля — проходной. Врезают его в ровные участки магистрали. Главный недостаток этого вида арматуры — немалое гидравлическое противодействие.

Прямоточные вентили этого недостатка лишены. Их устанавливают в зонах, где на его выходе нельзя уменьшать расход жидкой среды. Корпуса вентилей бывают чугунными, стальными, бронзовыми, латунными. Первые относятся к общетехнической запорной арматуре, подключаются посредством фланцев и муфт.

Читать еще:  Установка второй входной двери в квартире

В высокотехнологичных процессах, где требования к рабочей среде особо жесткие, используют стальные вентили. Подключение у них фланцевое.

В следующем ролике показан внешний вид различных вентилей, а также их конструктивное устройство.

Вентили из бронзы и латуни нашли применение в водоснабжающих, отопительных системах зданий. Присоединяют их при помощи фланцев, путем приварки или муфтового соединения. Направление перемещения жидкости указано на корпусе. Регулируют поток посредством золотника, находящегося на штоке.

Особенности заслонок

Запорные элементы этого вида монтируют в системы с низким давлением, поскольку они не обеспечивают большую герметичность. Это магистрали канализационные и с химическими жидкостями. Подсоединяют заслонки при помощи фланцев или сварным способом. Запорной деталью является диск, крутящийся вокруг оси. Чаще всего корпус бывает чугунным, а диск — стальным.

Задвижки

Эти запорные узлы представляют собой предельно простую конструкцию, перекрывающую свободное движение среды. Они выдерживают высокую температуру и давление. Применяют их в магистралях, пропускающих неагрессивные составы. Запорным элементом у них является клин, диск или лист. Он осуществляет движения возвратно-поступательные, вертикальные по отношению к оси движущейся лавины.

Делят задвижки на полнопроходные и усеченные. У первых диаметр седла и соответствующий параметр трубопровода одинаковы. Во вторых сечение седла меньше сечения трубы. Устанавливают эту запорную арматуру на магистрали, у которых присоединительный диаметр превышаем 50 мм. Поток в них необходимо перекрывать плавно, чтобы не спровоцировать гидравлический удар.

Преимущества задвижек перед другими видами аналогичных изделий в простоте конструкционного исполнения и обслуживания. Они обладают небольшими габаритами, малым сопротивлением. Производят их из чугуна, стали, цветных металлов. Управляют ими вручную, посредством гидро- или электропривода.

Маркировка запорной арматуры

Ключевые размеры запорной арматуры всех видов соответствуют ГОСТ, поэтому производители обязательно оставляют на корпусах изделий соответствующую маркировку. В ней содержится информация о производителе, материале, ДУ, рабочих размерах. Стандартизация параметров упрощает установку арматуры, а маркировка выбор.

Строительная арматура.

Кроме запорной и трубопроводной арматуры в строительстве часто приходится иметь дело с арматурой в виде стальных или пластиковых стержней.

Очень часто такую арматуру используются для создания силового каркаса внутри бетонных конструкций.

Подробнее об этом виде арматуры можно узнать в отдельной статье: строительная арматура, виды характеристики.

Все трубопроводной арматуре: разновидности и применение

Трубопроводная арматура – это приспособления, предназначенные для регулирования работы трубопровода. С их помощью выполняют следующие действия: отключение сети, распределение потока на отдельные ветви, регулирование давления и площади поперечного сечения труб, смешивания потоков транспортируемых продуктов. Устройства бывают различными по конструкции и назначению, о чем будет рассказано далее.

  1. Трубопроводная арматура – что это
  2. Из каких материалов изготавливается
  3. Виды трубопроводной арматуры
  4. Фланцевая
  5. Соединительная
  6. Нержавеющая
  7. Арматура для АЭС
  8. Арматура металлопластиковых труб
  9. Фитинги для полиэтиленовых и полипропиленовых труб
  10. Типы устройств
  11. Типы запорных устройств
  12. Классификация арматуры
  13. Сфера применения
  14. Тип соединения
  15. По методу герметизации
  16. По конструкции соединительных патрубков
  17. Маркировка трубопроводной арматуры
  18. Испытание трубопроводной арматуры
  19. Ремонт арматуры

Трубопроводная арматура – что это

К соединительным элементам трубопровода относятся клапаны, переходники, заглушки и прочие элементы, позволяющие контролировать деятельность системы. Приборы имеют разные области применения, изготовлены из чугуна, металла или пластика. Простейшие конструкции управляются вручную, более сложные оснащены механическим или автоматическим приводом.

Выбор зависит от характеристик и эксплуатационных качеств магистралей. Учитывается рабочая среда (степень нагрева, химическое или физическое процессы), давление (нормальное, максимальное, минимальное). Дополнительно рассчитываются возможное внешнее влияние – механические нагрузки, перепады температур.

Из каких материалов изготавливается

Для производства арматуры для труб используются различные материалы. ГОСТ Р 55509-2013 указывает требования к составу применяемых металлов. Используется чугун:

  • серый СЧ15, СЧ20;
  • ковкий КЧ30-6;
  • с шаровидным графитом ВЧ40, ВЧ45.

Из металлических сплавов применяются:

  • сталь углеродистая, легированная, высоколегированная;
  • цветные металлы и сплавы – бронза, латунь, титановый сплав, алюминий, никель.

Широко применяются изделия из пластика, это поливинилхлорид, полихлорвинил, полиэтилен. Используются для транспортировки агрессивных веществ.

Виды трубопроводной арматуры

Арматурные изделия классифицируются по способу применения, назначения, конструкции. Виды арматуры на трубопроводах выделяют следующие:

  • фланцевые;
  • соединительные;
  • для труб из разных материалов;
  • для атомных электростанций.

Остановимся подробнее на этих видах.

Фланцевая

Фланец – это плоский диск с определенным количеством крепежных отверстий. Фланцы соседних элементов плотно прилегают друг к другу. Соединение осуществляется затягиванием крепежных болтов гайками. Прокладками обеспечивается герметичность. Фланцевая арматура устанавливается в системах, работающих при разном давлении и температурах. К трубе фланец приваривается.

Фланцевое соединение является разборным, что упрощает проведение ремонтных работ, осмотр и замену элементов. Изготавливается чугунным или стальным, применяется для трубопроводов от 50 мм в диаметре, выдерживает температуру до 400 0 С, можно располагать в горизонтальном и вертикальном положении.

Соединительная

Соединительная арматура трубопроводов применяется при соединении элементов из разных материалов и диаметров. В точке стыковки труб из стали и пластика, где диаметры соединяемых элементов отличаются, применяют соединительную арматуру.

В качестве дополнительных деталей устанавливают муфты, заглушки и прочие фитинги, в конструкции которых нет запорно-регулировочного механизма. Такие элементы обеспечивают быстрый монтаж и замену деталей трубопровода. Соединительные элементы выпускаются сечением 25-2020 мм, для давления от 1 до 4 МПа из чугуна, стали, пластика.

Нержавеющая

Трубная арматура из нержавеющей стали образует соединение, не вступающее в химическую реакцию с рабочей средой, что обеспечивает долговечности системы. Такие элементы, как клапаны, краны, переходники, задвижки используются для нержавеющих трубопроводов при транспортировке пищевых жидкостей, алкогольных и безалкогольных напитков.

Нержавеющие элементы образует прочное соединение, устойчивое к коррозии, агрессивным средам, что обеспечивает ее использование в нефтехимической и газовой промышленности, фармакологии, АЭС. Детали не взаимодействуют с транспортируемыми продуктами, не изменяют ее и свою структуру.

Арматура для АЭС

Атомная электростанция – это энергетический объект высокой опасности. В ее конструкцию входит большое количество трубопроводов, устанавливается арматура промышленная трубопроводная. К элементам предъявляются следующие требования:

  1. Направление движения рабочей жидкости должно совпадать с указанием стрелки на корпусе.
  2. Нельзя использовать детали, не соответствующие назначению.
  3. Доступ ко всем видам арматуры должен быть свободным.
  4. Нагреваемые при работе соединительные элементы трубопровода закрывать съемной конструкцией с теплоизоляцией, закрепляемой с помощью резьбы.

Отдельные части трубопровода, находящегося под высоким или средним давлением, соединяют сваркой или фланцевой арматурой, что уменьшает возможность протечек. Материалом для изделий должны быть высококачественные металлы.

Арматура металлопластиковых труб

Металлопластиковые трубы используются для прокладки внутри помещений. Это внутренний водопровод и отопление. Соединения участков осуществляется вентилями, запорными и переходными кранами и прочими элементами. Они используются при температуре теплоносителя до 95 0 С и давления 16 атм.

Трубопроводы из металлопластика используются в быту, имеют аккуратный внешний вид, резьбовое или прессовое соединение. Фитинги изготовлены из латуни с никелированным покрытием. Изделия имеют стандартные размеры, на их поверхности нанесена маркировка.

Фитинги для полиэтиленовых и полипропиленовых труб

Фитинги для пластиковых труб различают для напорных и безнапорных систем. Для полиэтиленовых труб самым надежным считают сварное соединение. В результате получаем единую литую герметичную трубу.

Для регулировки потока, разделения его на отдельные части, используют краны, заслонки и вентили, выдерживающие давление до 16 атм, температуру от 45 до 80 0 С. Применятся фитинги латунные, бронзовые, стальные. Для водопровода допустимо устанавливать полиэтиленовые краны с металлической вставкой.

Типы устройств

Трубопроводная арматура – понятие обширное, для удобства классификации подразделяется на группы. Рассмотрим самые важные из них.

Трубопроводная запорная арматура обеспечивает полное прекращение подачи рабочей жидкости или газа на отдельном участке трубопровода. Основные характеристики качества устройства – герметичность, длительное удерживание потока. Может находиться в двух положениях – открыто/закрыто.

Предохранительные устройства требуются для защиты трубопровода от скачков давления. Действуют в автоматическом режиме, отключают подачу продукта при критическом давлении.

Распределительные устройства выполняют разделение основного потока на отдельные ветви, их смешивание, изменение направления движения.

Регулирующие устройства обеспечивают требуемые настройки давления, температуры и других характеристик, для безаварийной работы технологических систем. Устанавливаются на ответственных участках трубопроводов.

Трубопроводная арматура комбинированного действия выполняет несколько функций, ее название указывает эти возможности – невозвратно-запорная, закрытие/ограничение движения и другие.

Обратная арматура исключает появление обратных потоков в трубах.

Типы запорных устройств

Запорные конструкции трубопроводов могут быть регулирующими. Их подразделяют на четыре вида:

  1. Задвижка, имеет два взаимно перпендикулярных положения относительно оси трубы. Перекрывает и открывает проход для перемещаемого продукта.
  2. Клапан оборудован закрывающим или регулирующим механизмом, движение которого происходит параллельно направлению движения потока переносимого вещества.
  3. У крана механизм вращаться вокруг собственной оси, передвигаясь вверх или вниз под разными углами к оси трубы.
  4. Вентиль необходим для перекрытия и регулировки подачи продукта в трубопроводе. Он может служить предохранительным клапаном, конденсатоотводчиком. Бывает шаровым и клапанным.

Как запорную конструкцию чаще используются задвижки, как регулирующие механизмы устанавливают клапаны. Они быстро срабатывают, характеризуются высоким гидравлическим сопротивлением и герметичностью.

Классификация арматуры

Трубопроводная арматура – это изделия, классифицируемые по сфере применения, методам уплотнения, конструктивным особенностям. Рассмотрим некоторые из них.

Сфера применения

Основываясь на эксплуатационных характеристиках, выделяют: вакуумную, криогенную, отсечную арматуру. В зависимости от назначения, это устройства контролирующие, редукционные, противопомпажные. Транспортируемый продукт определяет их герметичность, стойкость к химическим и агрессивным средам.

Тип соединения

Способ соединения с трубопроводом подразделяет арматуру на фланцевую, межфланцевую, муфтовую, резьбовую, сварную. При сварке фитингов с трубами используют присоединительные патрубки, при муфтовом соединении применяются внутренние резьба и дополнительные патрубки.

По методу герметизации

В зависимости от используемых уплотнительных элементов выделяют арматуру:

  • сальниковую;
  • мембранную;
  • сильфонную;
  • шланговую.

В сальниковом соединении для уплотнения применяется набивка из волокна, пропитанного герметиком. Мембранный уплотнитель представляет эластичный диск, зажимаемый в месте соединения.

Сильфон – это гофрированная трубка, складывающаяся при зажиме. В шланговой конструкции применяется гибкий шланг, его пережимают, отсекая или уменьшая поток жидкости.

По конструкции соединительных патрубков

Выделяют устройство проходное, угловое, неполнопроходное, полнопроходное. В неполнопроходном внутреннее сечение соединительной трубки меньше диаметра трубы, входящей в фитинг. В полнопроходной арматуре все диаметры одинаковы.

Маркировка трубопроводной арматуры

Для ориентирования в видах фитингов, используются специальные обозначения. В них указаны основные технические параметры изделий. Разные производители устанавливают свою маркировку. Наиболее популярной считают маркировку АО «Научно-производственная фирма «ЦКБА». В ней приведены таблицы, указывающие тип изделия, способ привода, материал изготовления, прочие обозначения.

В качестве примера расшифруем следующее обозначение: 13бр042нж – запорный клапан, латунный, уплотнение из нержавейки, имеет дистанционное управление, модель 42. Иногда используют буквенную маркировку: КШ – шаровой кран, КТС – трехходовой стальной кран и другие.

Испытание трубопроводной арматуры

Для обеспечения безаварийного функционирования трубопроводов производится испытание трубозапорной арматуры и прочих соединительных элементов. Испытания включают следующие этапы:

  1. Гидравлические нагрузки для проверки прочности, непроницаемости материала, отсутствие сдвига элементов конструкции.
  2. Проверка герметичности запорных элементов.

На первом этапе промышленная запорная арматура испытывается под давлением от насосов. Условия испытания оговариваются в технической документации.

Давление подается на открытый рабочий элемент при закрытом отверстии в трубе. Если обнаружены протечки в местах сварки и других соединениях, арматура считается непригодной к использованию.

Читать еще:  Что нужно для установки видеокамеры наружного наблюдения

При испытании устройств на герметичность жидкость под давлением подается по очереди с разных направлений на устройство. Осматривается фитинг с противной стороны от подачи давления. Вентили, заслонки, клапаны подвергаются давлению с одной стороны.

Ремонт арматуры

Выделяют три вида ремонта:

  • плановый осмотр;
  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт.

В первом случае элементы очищают от загрязнений, производят профилактическую смазку. Возможна промывка заглушек от песка и прочих отложений, нарушающих герметичность стыка.

Текущий ремонт выполняют по месту установки деталей. Предварительно отключают участок от подачи рабочей жидкости. Для зачистки уплотнительных элементов фитинги демонтируют, уплотнитель срезают с помощью ножа. Если на дисках имеются царапины, их убирают наждачной бумагой и затирают специальной пастой.

Капитальный ремонт производят при обнаружении сложных дефектов. Арматуру демонтируют и ремонтируют в заводских условиях. Для ремонта применяют шлифовальные станки, разнообразные притиры. Для восстановления соединительной поверхности подходят абразивные пасты. После обработки смывают притирочные материалы и производят алмазную шлифовку. Неподлежащие ремонту элементы заменяют новыми.

Правильно подобранная арматура является залогом безаварийной работы системы трубопроводов любой сложности и назначения. Особенно это важно при организации нефте и газопроводов, трубопроводов высокого давления, промышленных предприятий и энергетических комплексов.

В видео можно узнать об особенностях работы и конструкции подобных изделий:

Запорная трубопроводная арматура: виды и применение

Без трубопроводных конструкций человечество обойтись не может уже давно. Такие сети являются сложной инженерной системой, в которой важна любая, даже кажущаяся незначительной, деталь. В системе нет неважного, на любой элемент возложена определенная нагрузка: он либо обеспечивает качество функционирования конструкции в целом, либо обуславливает безопасность, либо предотвращает перебои в работе. Поэтому трубопровод состоит не только из труб, он оснащен еще и арматурой. Виды трубопроводной арматуры разнообразны и многочисленны: она различается материалу, из которого изготовлены элементы, функциональному назначению, предназначенности для определенного рода трубопровод и другим показателям. Благодаря тому, что составлена строгая классификация трубопроводной арматуры, можно при наличии определенных знаний без труда разобраться, что подразумевается под термином «трубопроводная арматура» и каким образом она эксплуатируется.

Арматура трубопроводная – так называется устройство, целью которого является изменение диаметра просвета в трубопроводе, что дает возможность регулирования хода его наполнителя. В результате его работы становится возможным остановка потока рабочей среды, его перенаправление, смешивание нескольких потоков, сброс рабочей массы, ее разделение по нескольким путям.

Классификация арматуры обширна и опирается на разные характеристики механизмов.

По функциональности промышленной арматуры выделяются:

  • Арматура трубопроводная запорная: в ее ведении перекрывание потока рабочей среды с максимальной герметичностью и обеспечение беспрепятственного его прохождения при открывании механизмов. К этому же типу арматуры относятся механизмы, позволяющие сбрасывать рабочую массу или поставлять ее в прибор для контроля и проведения измерений. Такой механизм может быть выполнен в виде вентиля, задвижки, крана или заслонки.
  • Следующий подвид трубопроводной арматуры – регулирующий. Этот тип арматуры дает возможность изменять напор среды, ее температурные показатели, давление, уровень потока и расход проходящего по трубопроводу вещества. Такая арматура производится в виде клапана самодействующего типа, вентилей, уровневых регуляторов, отводчиков конденсата.
  • Задача предохранительной трубопроводной арматуры – срабатывание в автоматическом режиме при повышении давления выше нормы. За сброс давления отвечают мембранные предохранители и специальные клапана – перепускные и предохранительные.
  • Еще один тип арматуры трубопровода – защитная. При изменении любых показателей транспортируемого потока, близком к аварийному, механизм блокирует ток рабочей массы, задействуя задвижку, отсечной или клапан обратного действия.
  • Фазоразделительная арматура нужна для удаления посторонних веществ, находящихся в другой фазе: конденсата в любых средах, масла и воздуха в жидких и т.д.

В комплектацию трубопровода обычно еще входит распределительная и контрольная арматура. Первая разделяет потоки по направлениям или соединяет несколько в один. Вторая отслеживает перемещение и уровень транспортируемой массы.

Следующий вид классификации арматуры – по типу управления. Здесь возможны два варианта.

  • Управляемая конструкция. Для запуска ее в действие требуются ручные или механические манипуляции. В последнем случае используется привод на гидравлическом, пневматическом, электрическом принципе. Значительная часть трубопроводов, где используются трубы с диаметром до 400 мм, имеет ручное управление, что требует физических и временных затрат.
  • Автоматическая конструкция автономна и работает либо под воздействием самого перемещаемого потока, либо при помощи автоматических устройств.

Существует еще классификация трубопроводной арматуры по условному давлению. По этому признаку она делится на:

  • вакуумную, изолирующую часть трубопровода от общей системы откачки;
  • арматуру абсолютного давления, где оно может достигать 0,1 МПА;
  • механизмы низкого давления, применяемые в бытовых целях и оборудованные металлопластиковыми, стальными, полипропиленовыми либо полиэтиленовыми трубами. В них максимум давления – 1,6 МПа;
  • сети среднего давления с наибольшим показателем в 10 МПа.

Трубопроводная арматура, выдерживающая большие нагрузки, подразделяется на механизмы высокого (до 10 МПа) и сверхвысокого, где оно может подниматься выше.

Еще один вид классификации распределяет арматуру по группам в зависимости от типа ее соединения с системой.

  • Муфтовый монтаж применим исключительно к бытовым трубопроводам, где сечение труб не превышает 80 мм в диаметре, а давление держится ниже 10 атмосфер. Обычно таким образом объединяются в сеть трубопроводы из металлопластика, полиэтилена и полипропилена.
  • Фланцевое соединение отличается более высокими прочностными характеристикам, поскольку подразумевает стяжку болтами. Выгодной стороной такого крепления является возможность многократного демонтажа с последующей сборкой, поскольку она позволяет прочищать арматуру. В недостатках числится необходимость регулярного контроля креплений, которые имеют тенденцию к ослабеванию.
  • Сварочное соединение обеспечивается сварочными швами, выполненными встык либо же в раструб. Для исключения возможности перекоса элементов может быть усилено подкладными кольцами. Дает максимальную герметизацию и надежность, применяется в трубопроводах, перемещающих опасные вещества, и в сетях, используемых АЭС.
  • Цапковым способом соединяют элементы с небольшими размерами, но функционирующими под высоким давлением.
  • Штуцерная стыковка – резьбовое соединения для арматуры с диаметром в 15 мм максимум. Встречается преимущественно в лабораторных трубопроводных сетях.

Герметизироваться промышленная арматура может тоже различными способами. Наиболее распространены следующие разновидности.

  • Сальниковая герметизациям обеспечивается уплотнением стыкуемых элементов специальной набивкой, представляющей из себя шнур, сделанный из пеньки или асбеста и насыщенный герметизирующими пропитками.
  • Мембранное герметизация достигается путем зажима между крышкой устройства и его корпусом эластичного плотного диска, называемого мембраной.
  • При сильфонной герметизации подвижные детали уплотняются гофрированной трубой.
  • Шланговый способ подразумевает включение в состав рабочей конструкции арматуры плотного гибкого рукава. При необходимости его пережимают, отсекая идущий по трубопроводу поток.

Есть еще одно разделение трубопроводной арматуры – по целевому назначению. Наиболее широко представлены механизмы общего назначения. Выпускаются серийно, используются как на промышленных объектах, так и в бытовых целях. С этой позиции можно перечислить такие группы.

  • Пароводяная арматура. Ставится на всех трубопроводах, связанных со снабжением водой. Потребителю предлагается широчайший спектр оборудования всех диаметров, какие только могут понадобится, выдерживающие самые разные диапазоны давления.
  • Газовая арматура монтируется на газопроводах. К ней предъявляются повышенные требования с точки зрения пожарной безопасности и герметичности соединений.
  • Нефтяная арматура, соответственно, включается в нефтепровода. У нее повышенные характеристики стойкости к агрессивным средам и, опять-таки, герметичности. Частным случаем этой группы механизмов можно считать химическую арматуру, к которой предъявляются аналогичные требования.
  • Энергетическое оборудование должно выдерживать крайне высокое давление (300 атмосфер и выше) и такие высокие температурные нагрузки – минимум 500 градусов по Цельсию.

Свои особенности имеет и резервуарная арматура, которая предназначена для сброса избыточной рабочей массы, используется в дренажных системах и имеет подсоединяющийся патрубок.

Несколько особняком стоит запорная арматура нестандартного назначения. В частности, судовая, которая должна работать в нестабильном положении и противостоять агрессивным морским воздействиям (контакту с водой и солью, перепадам температур и т.д.).

Для решения ряда промышленных задач производится специальная арматура, с индивидуальным подбором материала и заданными специфическими характеристиками. Она востребована при лабораторных изысканиях, в испытаниях новой техники и веществ, на АЭС, при решении оборонных задач.

Разновидности трубопроводной арматуры

Если рассматривать способ перемещения запорной арматуры, можно выделить такие ее группы.

  • Краны представляют собой запирающий механизм, оснащенный вращающимся телом. Элемент крутится вкруг собственной оси; по отношению к потоку может быть размещен произвольно, с учетом конкретной инженерной потребности.
  • Задвижка может быть как запорной, так и регулирующей. Она передвигается в перпендикулярной ориентации относительно потока; у механизма имеются 2 крайних положения («закр.» и «откр.»).
  • Затвор, он же заслонка, он же герметичный клапан имеет дисковидную форму, проворачивается вокруг собственной оси, монтируется перпендикулярно к движению масс или под определенным углом к ним.
  • Вентиль тоже является клапаном, но запорного предназначения. Тело, работающее на запирание потока и его регулировку, насажено на шпиндель и передвигается в параллельном к движению массы направлении, перекрывая частично или полностью сечение трубопровода. Работает только с жидкими и газовыми средами.

В конкретной системе трубопровода могут совмещаться все перечисленные элементы арматуры, но могут использоваться и только часть этих механизмов.

Нержавеющая трубопроводная арматура

Запорная промышленная арматура, произведенная из нержавеющей стали, незаменима при транспортировке многих рабочих сред. Она очень прочна, инертна к агрессивным веществам, устойчива к опасно повышенным температуре и давлению, имеет хорошие износостойкие показатели, не поддается коррозии. С учетом таких характеристик, не удивительно, что механизмы из этого материала стали основными рабочими узлами в нефтегазовой, фармацевтической, пищевой и химической промышленностях. Широко нержавеющая арматура применяется и на АЭС.

Понятно, что такие механизмы могут применяться и в отопительных, и в бытовых системах, снабжающих объекты водой и теплом.

Арматура для металлопластика, полиэтилена, полипропилена

Такие трубопроводы обычно монтируются внутри помещений. Системы разводят воду и теплоноситель от точки входа к конечным приборам. Вентили, краны, смесители, затворы и обратные клапаны под такие трубопроводы рассчитаны на температуру, не превышающую 95 по Цельсию, и давление не выше 16 атмосфер.

Одним из самых ценимых потребителями качеств такой запорной арматуры является ее эстетичный вид и надежность. В качестве исходного материала используется никелированная латунь, которая не коррозируется.

Арматура, выпускаемая для полиэтиленовых трубопроводов, без проблем служит в безнапорных, и в напорных сетях. Доступны элементы для стыковки по фланцевому, зажимному и сварному типам. Регулировку движения и напора осуществляют в полиэтиленовых трубопроводах при помощи заслонок, вентилей и кранов, изготовленных из латуни либо особого полиэтилена. Все элементы рассчитаны на такое же давление, как и при использовании металлопластика, но на более низкую температуру – от 45 до 80. Заменять другими механизмами те, которые предназначены для полиэтиленовых сетей, не рекомендуется: превышение температурного режима ведет к прорывам всей системы.

Арматура под полипропиленовые трубопроводы отличается более высокими прочностными характеристиками: температуру она выдерживает почти под сотню градусов, а давление – до 20 атмосфер. Поскольку в таких элементах имеются встроенные резьбовые соединения, у потребителя появляется возможность дополнять пластиковую сеть арматурой из металла. А благодаря использованию искусственных материалов, такие элементы значительно дешевле металлических.

Настоятельно рекомендуем к просмотру видео по данной теме:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector