0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:

    Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили.

Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Устройство узла карниза скатной кровли

Любая кровля дома сопровождается устройством карниза. Даже плоская крыша, которая выполняется с использованием рулонных материалов, обустраивается карнизом. Его устройство необходимо для исключения попадания воды в подкровельное пространство во время дождя. Исключением могут стать крыши, которые оборудованы парапетом.

Карниз устанавливается для того, чтобы исключить попадание влаги в подкровельное пространство.

Помимо своих функциональных обязательств, карниз выступает в качестве завершающей отделки кровельной конструкции, так как после окончания подшивки закрываются внутренние составляющие стропильной системы. Для обеспечения более эффективной защиты стропила основания кровли дома выводятся за пределы стен на отрезок, составляющий 50 см. В некоторых случаях этот показатель может быть ненамного увеличен.

Свойства кровельных свесов

Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.

В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное удлинение стропил за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.

Стоит отметить, что нельзя забывать о защите фронтона здания, которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту фронтона дома, не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.

Важно помнить, что конструкция скатного и фронтального карниза разительно отличается друг от друга.

Виды карнизных свесов

Схема устройства карнизного свеса: 1- стропило, 2 — доски карнизного свеса, 3 (4) — опорная доска для софитов, 5 — софит, 6 (7,8) — обрешетка , 9 — водосточный желоб, 10 — капельник, 11 — карнизная планка (фартук).

За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:

  1. Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
  2. Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
  3. Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
  4. Укороченные карнизные узлы кровли применяются абсолютно на каждом типе конструкции.

Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.

Разновидности карнизных свесов

Узел карниза кровли дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.

Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов. Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции.

Схема монтажа карнизного свеса при наличии лобовой доски.

Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной кровле оригинальность.

Читать еще:  Вывод вентиляции на крышу частного дома

Несмотря на преимущества, данный узел имеет один недостаток, который заключается в незащищенности верхней части стены от попадания воды. Узел свеса, выполненного заподлицо, имеет длину, которая составляет не менее 50 см. Если же он устраивается в сооружениях из кирпича или панелей, можно сделать выступ с меньшей длиной.

Схема монтажа карнизного свеса без лобовой доски.

Если при строительстве фронтона стены дома допущен выпуск затяжек за ее линию, рекомендуется устройство карнизов, которые помогут предотвратить образование на чердаке сквозняков и не допустят задувания в щели конструкции стены снега.

Отсутствие выступов стропильных ног ломаной крыши за линию стен замещается удлинением кобылок, в качестве которых используются обрезки бруса. Их прикручивают или прибивают к стропильным торцам. После этого к обрезкам прикрепляется карнизная доска.

Узлы карнизных свесов открытого типа образовываются при выступе основных стропил двускатной кровли за пределы фронтона здания. В этом случае сопряжение водосточной системы производится к боковой части стропил или к ее верхним кромкам. Конструктивные особенности, которыми обладает данный узел, позволяют использовать его при строительстве ломаной крыши в частных домах.

Карнизные узлы закрытого типа образуются во время закрытия стропил, выступающих за фронтонную часть, свесом. Для этого используется специальный паз с внутренней стороны, в который вставляются элементы обшивки.

Узел фронтона может быть устроен не только заподлицо, но и выступая за пределы стен. Выбор способа зависит лишь от желания хозяина дома и идей дизайнера, в любом случае он будет верным. Независимо от того, какой способ будет выбран, в обязательном порядке обшивается та часть скатной кровли, которая ничем незащищена.

Список материалов и инструментов для обшивки свесов

Выбор материалов

Чаще всего узлы карнизов двускатной кровли обшиваются доской, изготовленной из хвойных пород дерева, так как этот материал считается наиболее предпочтительным. При выборе материала необходимо обратить внимание на его влажность. Слишком влажный материал со временем способен деформироваться, что испортит внешний вид свеса.

Схема монтажа карнизного свеса шириной более 45 см.

Стоит обратить свое внимание на толщину деревянной обшивки, которая должна быть не менее 17 мм и не более 22 мм. А ширина и длина доски подбирается индивидуально. Сопряжение обшивки производится с обеих сторон. Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки.

Доски, которыми обшиваются узлы карнизов двускатной кровли, должны обрабатываться водонепроницаемым составом. Делается это перед началом работ. Для этого применяется специальная краска или лак, предназначенный для обработки дерева. Деревянную обшивку необходимо обрабатывать каждые 2-3 года. Только в этом случае она сможет прослужить длительное время. Кроме досок, для обшивки можно использовать и другие строительные материалы:

Схема подшивки карнизного свеса.

  1. Оцинкованные стальные листы. При обшивке кровельных карнизов используется сталь, толщина которой не должна превышать 0,8 мм. Кроме обычной стали, могут быть использованы металлические листы, имеющие перфорацию. Чтобы обрезать такой материал, используют специальное оборудование. После того как листы будут готовы, их покрывают краской во избежание коррозии.
  2. Алюминиевые листы. Их толщина не должна превышать 6 мм, а ширина – 30 см. Для сопряжения листов используются специальные защелки.

Для обшивки свесов понадобится стандартный набор инструментов, используемых при устройстве кровли:

  • строительный уровень или отвес;
  • молоток;
  • рулетка;
  • шуруповерт;
  • крепежные элементы;
  • карандаш;
  • строительная угловая линейка.

Устройство вентиляционной системы

Пример обшивки карнизного свеса сайдингом является одним из самых популярных материалов, наряду с деревом.

Каждый узел карнизов необходимо обеспечить качественной вентиляцией. Ее устраивают независимо от того, какие конструктивные особенности имеет определенный узел карниза. Выпускные отверстия должны иметь диаметр, который равен 1/400 от той площади, которую необходимо вентилировать. Если все расчеты будут выполнены правильно, в том числе и сопряжения деталей карниза, то воздух будет проникать в эти отверстия и выходить сквозь щели, расположенные в кровельном коньке.

Устройство вентиляции пространства, расположенного под кровлей, помогает избежать порчи несущей стропильной конструкции. К тому же качественная вентиляция обеспечит чердачное помещение отличным внутренним микроклиматом.

Способы укрепления карниза

Если узел будет неправильно установлен, а сопряжение его обшивки будет выполнено не по правилам, карниз начнет деформироваться и отвисать под действием ветра и снежной нагрузки. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно, чтобы было обеспечено правильное сопряжение обшивки свеса со стропильной системой кровли.

Для обеспечения более эффективной защиты карниза необходимо как можно тщательнее крепить соединительные элементы стропильной системы.

Для предотвращения закупорки системы водостока на участке крыши, который расположен перед свесом, требуется установить нагревательную систему. Это обеспечит моментальное таяние снега, который в дальнейшем будет спущен в сливную канализацию. За счет этого значительно снизится нагрузка на карниз крыши.

Что относится к основным узлам и элементам скатной крыши: название, назначение и соединение частей стропильной системы

Скатные крыши отличаются наличием сложного каркаса с большим числом соединений и узлов.

Работы по их сборке при желании выполняются своими силами, после изучения всех требований технологии.

Как называются элементы скатной кровли, что к ним относится и каковы методы соединения частей стропильной системы — читайте далее.

Что относится к элементам кровли?

Стандартная конструкция состоит из несущего стропильного каркаса и прослоек пирога. Среди основных элементов выделяют:

  • Скаты – плоскости кровли с уклоном от 8-10°. В свою очередь бывают вальмовыми (треугольными или подрезанными трапециевидными с чуть меньшей площадью) и основными.
  • Ребра – прямые линии пересечения скатов, формирующие углы крыши. Условно выделяют горизонтальное коньковое ребро (оно же – прогон или конек), образуемое в верхней линии крыши, накосные ребра и ендовы или разжелобки (западающие ребра или внутренние углы).
  • Карнизный свес – наклонный выступ скатов за пределы стен, обеспечивающий безопасный сход осадков и приток свежего воздуха для вентилирования многослойных пирогов.
  • Щипцы, фронтоны – выступы над основной плоскостью ската, формирующиеся в крышах со сложной конфигураций, в том числе – с целью установки окон и освещения внутреннего пространства.
  • Участки примыкания крыши с вертикальными основаниями.
  • Второстепенные элементы (слуховые и мансардные окна, желоба, снегозадержатели, люки, аэраторы и проходные конструкции), монтируемые с целью продления сроков службы скатной крыши или увеличения комфортности подкровельного пространства.

Больше об устройстве и монтаже стропильной системы мансардной крыши можно узнать здесь.

Сложность и стоимость строительства крыши напрямую зависит от числа и уклона скатов, планов на обустройство подкровельного пространства, наличия или отсутствия дополнительных архитектурных элементов. Подробно о том, как устанавливается уклон скатной кровли и рассчитывается площадь, читайте тут.

Жесткость и устойчивость каркаса обеспечивают дополнительные элементы, закрепляемые как в горизонтальной или вертикальной плоскости, так и под углом. Собранный каркас удерживает все слои кровельного пирога – изоляционные материалы, обрешетку и покрытие.

Основные узлы

К узлам скатной крыши относят все соединения элементов друг с другом, несущими и дополнительными опорами. Условно выделяют:

  • Узел крепления основных или укороченных ног к мауэрлату. При обустройстве этого узла акцент делается на максимально надежной привязке стропил без нарушения целостности и положения опорного бруса.
  • Узел крепления стропил в верхней зоне (к коньковому прогону в системе наслонного типа или друг к другу – висячего).
  • Узлы фиксации нарожников и укороченных стропил к диагональным. Выступающие ребра или ендовы испытывают повышенные нагрузки и по возможности делаются сдвоенными. Укороченные стропила формируют плоскости угловых скатов и крепятся к мауэрлату и угловым стропилам без нарушения целостности последних.
  • Узлы соединения с усиливающими и дополнительными элементами.
  • Зоны примыкания кровельных элементов к другим конструкциям дома.

На участках примыкания крыши к дымоходам, выступающим стенам и проходным элементам, каркас усиливается сплошными планками примыкания.

Кровельный пам пирог герметизируется с помощью накладок, уплотнителей, рулонной или обмазочной гидроизоляции.

  • Узел карнизного свеса, формирующийся выступающими частями стропил или наращиваемыми кобылками, лобовой доской (при наличии) и подшивкой.
  • Исполнение последнего узла зависит от назначения и типа скатной крыши. В частности, карнизные свесы могут быть укороченными (с обязательными в таких случаях водосточными желобами), коробчатыми, подшитыми по плоскости или под прямым углом к стенам или оставаться открытыми. Для утепленных крыш обязательное требование – обшить незащищенную поверхность карнизного свеса.

    Величина выступа зависит от ветровых нагрузок и осадков в регионе, полноценную защиту фасадных стен обеспечивает свес длиной в 40-50 см, но такое исполнение не всегда возможно.

    Как соединять части стропильной системы?

    В настоящий момент надежные, но дорогостоящие и сложные методы соединения типа врубки и выреза пазов уступают современным системам кровельных крепежей. Перфорированные пластины, уголки и крепежи сложной формы из оцинкованного металла позволяют сэкономить на сечении пиломатериалов и надежно соединяют все узлы скатной кровли.

    Из видео узнаете, как крепить узлы стропильной системы:

    С мауэрлатом

    Мауэрлат считается обязательным элементом при необходимости перераспределения распорной и весовой нагрузки на несущие стены из блоков, кирпича или панельных элементов.

    При выборе способа стыковки учитывается потребность в максимальной целостности опорного бруса (пазы могут делаться в стропильных элементах, с забором до 1/3 сечения, но не в мауэрлате) и минимизации влияния усадки и усушки каркаса из пиломатериалов (соединения делаются максимально жесткими и неподвижными).

    Оптимальные результаты при этом достигаются при предварительном зарубе или запиле части стропильной ноги по шаблону с последующим закреплением узла пластинами, уголками, скобами и болтами. В системах с накосными стропилами ноги часто усиливаются опорными брусками.

    В деревянных домах функции мауэрлата успешно выполняет верхний венец сруба. В этом случае (и аналогичных, с высокими рисками усадки стен под мауэрлатом) соединение рекомендуют делать скользящим, т.е. частично подвижным. Такое исполнение возможно при выполнении двух условий:

    • Использовании скользящих крепежей («салазки» или «ползуны»).
    • Максимально жестком и надежном соединении стропил в коньковой части.

    Альтернативой таким креплениям служит прочная проволока.

    Легкие кровли на каркасных домах могут и вовсе крепиться без мауэрлата, непосредственно к балкам перекрытий. Надежность соединения обеспечивают сквозные болты, хомуты, анкеры или металлические пластины.

    С коньковым прогоном

    Соединение стропильных ног коньковым прогоном в верхней зоне встречается в двускатных конструкциях с наслонными системами и их производных – многоскатных и щипцовых крышах. Коньковый брус в таких каркасах по сути является «хребтом» скатной крыши и повергается колоссальным нагрузкам, экономия на его сечении или надежности узла крепления не допускается.

    Края коньков опираются на стены фронтона или крайние опорные стойки, элемент монтируется строго по оси крыши. Способы его соединения со стропилами бывают разные, включая:

    • Соединение предварительно подрезанных по бокам и снизу элементов встык, с прихваткой стропил между собой бруском или металлической пластинкой и креплением их к коньку уголками (по 4 шт. на каждый узел, 2 – по обеим сторонам ног).
    • Использование специальных крепежных элементов охватывающих верхнюю часть стропил и сам конек. Такие крепежи изготавливаются из перфорированного металла и снижают нагрузку на узел.
    • Монтаж стропил с прямыми краями с помощью замковых крепежей из пластин и болтов. Такое соединение узла оптимально при жесткой привязке стропил к нижней части и свободной – в верхней.
    • Крепление уголками и гвоздями на балку, без прихватывания подрезанных и плотно стыкующихся стропил между собой.

    Монтаж висячих стропилин

    В системах без горизонтального конькового прогона стропила опираются друг на друга и соединяются:

    • Встык после подрезки под углом, с усилением узла деревянными или металлическими накладками.
    • Системой «шип-паз» (способ подходит только для опытных плотников).
    • Выемками вполдерева, после подреза половины ширины стропилин с разных сторон, с прихваткой, нагелем или гвоздями.
    • Внахлест, с дополнительным укреплением сквозными шпильками и гайкой.

    Вне зависимости от выбранного способа система с висячими стропилами укрепляется горизонтальными затяжками, как в верхней, так и в нижней части. Верхние ригели укрепляются металлическими пластинами или опорным брусом, без нарушения целостности стропилины. Нижние затяжки фиксируются перфорированными уголками сложной формы.

    Другие детали

    Помимо вышеперечисленных соединений в кровельной системе скатных крыш встречаются:

    • Узлы сращивания стропил по длине.
    • Соединения с опорными вертикальными стойками – под прогоном или под самими стропилами при длине прогона свыше 6 м.
    • Узлы крепления усиливающих и дополнительных элементов.
    • Соединения с кобылками.

    Завершающие крепежные работы

    На последних этапах сборки каркаса проверяется проектное положение элементов и исправляются любые недочеты. Отдельное внимание уделяется финишной привязке стропилин – в районах со средними или малыми ветровыми нагрузками скобами или проволокой прихватывается каждый второй элемент, в регионах с рисками ураганов – каждый без исключений.

    Это же относится к скатам со значительной площадью или уклоном, и как следствие – повышенной парусностью.

    Заключение

    В заключение стоит отметить, что приведенные способы актуальны при сборке каркаса скатной крыши из пиломатериалов. При работе с металлопрофилем узлы соединяются максимально жестко, с помощью сварочного аппарата или сквозных крепежей.

    Конструктивные разновидности и основные варианты свесов кровли

    Свес кровли – элемент крыши, выступающий за пределы фронтальной стены, образуя своего рода козырек. Такой карниз защищает фасад от воды и мороза, препятствует попаданию холода в пространство под крышей и служит частью вентиляционной системы.

    1. Устройство и конструктивные особенности свеса кровли
    2. Разновидности свесов
    3. Фронтальный
    4. Боковой
    5. Узел карнизного свеса
    6. Изготовленный вровень
    7. Открытый
    8. Закрытый
    9. Фронтонный
    10. Оптимальные размеры
    11. Подшивочный материал и особенности монтажа
    12. Организация вентиляции

    Устройство и конструктивные особенности свеса кровли

    Свес кровли образуется стропильной системой, выходящей за контуры дома

    Свешенный наружу фрагмент крыши образует стропильная система, часть которой выходит за пределы стен. Стандартная длина – 0,5-0,7 м. Если по каким-то причинам конструкция крыши этого не позволяет, стропильные ноги удлиняют, устанавливая на них кобылки.

    Главная задача свеса – защита подзеркального пространства. Поэтому его размеры и устройство зависят от погодных условий региона и особенностей здания:

    • Дом с мансардой – ширина максимальна, так как края должны защитить вертикальные поверхности фасада.
    • В регионах со слабыми ветрами можно обойтись и вовсе без свеса, например, классическая черепичная крыша предполагает карниз минимальной ширины.
    • Более эстетичное решение для таких же условий – вариант, опирающийся на выступ стены. Свес есть, но сам карниз как бы «завернут» во фронтон.

    На конструкцию и величину элемента влияет устройство вентиляции, водостока и стиль здания.

    Разновидности свесов

    Конструкция зависит от устройства крыши. Для односкатного варианта существует только одно решение – боковой свес. Двускатная или многоскатная крыша предполагает появление фронтона и боковых стен. Появляется фронтальный карниз. На вальмовой крыше, которая включает 4 ската, также возможен только боковой свес.

    Фронтальный

    Фронтальный свес защищает фасад здания от дождя и снега

    Защищает фронтон – завершающую, обычно треугольную часть стены, которая появляется между двумя скатами. Образуется карниз за счет вылета обоих скатов. Ширина карниза – от 40 до 100 см. Различают 2 типа такой конструкции.

    Свес крыши может быть образован стропилами. Для этого нужно вывести за границы периметра горизонтальные перекладины и конек. Используют деревянный брус того же сечения, снизу карниз подшивают доской. Такой вариант очень прочен и надежен, так что длина его может достигать 1 м. Для кровли допускается использовать тяжелый материал: керамическую черепицу, шифер.

    Более легкая конструкция получается при выносе только обрешетки. Такой карниз не превышает 50–60 см, обшивается легким материалом, наподобие металлочерепицы, ондулина, мягкой черепицы. Фронтальный свес почти всегда относится к закрытым и подшивается досками, вагонкой.

    Боковой

    Боковой карнизный свес кровли

    Выступ ската над стеной здания, размещается по бокам крыши. Длина в пределах 50–70 см. Его размеры обусловлены погодными условиями региона, шириной отмостки, высоты дома.

    Длина карниза может превышать указанные параметры, но делать свес уже нерационально. В этом случае он не сможет защищать стены от дождя, а чердак от продувания.

    Узел карнизного свеса

    Узлы кровли из металлочерепицы и конструкция с подшивкой для формирования технического пространства заметно отличаются. Разделяют конструкцию на 4 основных типа.

    Изготовленный вровень

    Свес кровли, изготовленный вровень

    В этом случае длина стропильных ног не выходит за периметр здания. Но так как карниз все же необходим, производится принудительное удлинение: горизонтально к краю стропильного бруса устанавливают сливную доску. После настила кровли здесь монтируют водосток. В деревянном доме такой свес должен быть не менее 55 см, в кирпичном длина может быть уменьшена до 40 см.

    Существенный недостаток решения – отсутствие защиты. Дождь и снег попадает на стены, а ветер свободно проникает в подкровельное пространство.

    Открытый

    Самый простой вариант: свес образуют стропильные ноги, желобок водостока монтируют на верхнюю кромку кровли. Образованный карниз не подшивается, так что лишних затрат не потребуется. Длина достаточная – 55–65 см, поэтому он хорошо защищает стены, особенно при крутом наклоне ската.

    Закрытый

    Свес кровли, подшитый профнастилом

    Также образован выступом стропил. С внутренней стороны балок проделывают пазы, в них фиксирует обшивку. Конструкция более сложная, так как в этом случае потребуется обустроить вентиляцию. Между карнизом и стеной оставляют вентиляционные щели или же делают в подшивке отверстия и закрепляют в металлопрофиле решетку или перфорированные ламели. В этом случае воздух свободно проходит через щели, а в вентиляционную систему не попадает грязь и вода.

    Вентиляция через свес позволяет избавиться от конденсата, появляющегося на верхних этажах и на чердаке здания.

    Фронтонный

    Никаких ограничений в конструкции нет. По нормам свес кровли может быть подшитым и неподшитым. Но на деле лучше отделать карниз подходящим материалом, чтобы защитить стропильные ноги и брусья.

    Оптимальные размеры

    Типичные размеры свеса кровли

    По нормативам ГОСТ и СНиП свес крыши от стены имеет вполне определенные размеры. Зависит это от характера материала, использованного для кровли:

    • если используется асбестоцементный шифер, длина карниза составляет не менее 25 см;
    • величина конструкции из оцинкованной стали, в том числе и профлиста – 12 см;
    • если настилают гибкую черепицу, допускается минимальный размер – 5–7 см.

    Помимо требований СНиП и ГОСТ учитывают особенности здания и конструкцию свеса. Если предполагается освещение фронтона, светильники обычно монтируют именно в карниз. Это означает, что его длина должна быть достаточной, чтобы разметить довольно массивные корпуса осветительных приборов.

    Учитывается также размещение окон и балконов. Нередко карниз выступает частью затенения проемов и в этом случае длина его увеличивается.

    Стандартом считается угол наклона свеса под 45 градусов. На деле угол может быть заметно меньше, так как карниз нередко делают преломленным.

    Подшивочный материал и особенности монтажа

    Свес кровли, подшитый деревом

    Закрытый свес отделывается снизу подходящим материалом. Он должен быть легким, водостойким и прочным. Выбор большой.

    • Доски – самый очевидный вариант, особенно для деревянного загородного дома. Используют специально подшивную доску, вагонку, обрезную доску. Материал предварительно обрабатывают антисептиками и покрывают лаком или краской, устойчивой к действию воды. Это обязательно, так как под влиянием влажности древесина начинает гнить. Необходимо предусмотреть хорошую вентиляцию короба, так как при накоплении конденсата он придет в негодность.
    • Подшивка крыши профлистом – второй по популярности вариант. Профилированный лист покрывается слоем цинка, который защищает сталь от коррозии. Бороздки и углубления облегчают отвод дождя и конденсата. Профнастил довольно легкий, крепится на саморезы. Служит отличной основой для монтажа осветительных приборов.
    • Оцинкованная сталь – для подшивки на крышу из профлиста можно использовать и плоский лист. Такой вариант удобнее при сооружении коробчатых карнизов.
    • Сайдинг – пластиковый или деревянный. Чаще используется первый, так как пластик устойчив к действию воды, не гниет, не поддается коррозии. Требования к вентиляции в этом случае минимальны. Обходятся без вентиляции, если покупают перфорированный сайдинг.
    • Медный профиль – решение дорогое и эксклюзивное. Медные пластины выглядят красиво, не боятся воды, мороза, солнца. Создают эффект золотой подсветки стены и кровли.

    Есть и более трудоемкий вариант, образованный напуском камней. В этом случае стену под свес расширяют так, чтобы стропильная нога осталась в пределах периметра, а над стеной выступает лишь фрагмент кровли. Кирпичную подшивку армируют сеткой.

    В комплект фасадной отделки нередко входят все необходимые элементы для монтажа: пластиковые панели, J-профиль, планки софитов и прочее.

    Организация вентиляции

    Вентиляционная лента для свеса

    Чтобы подшить свес кровли и оборудовать вентиляцией максимально быстро и качественно, соблюдают следующие рекомендации:

    • Работать лучше в теплое время года, с апреля до октября. Коэффициент теплового сжатия у разных материалов разный и этот момент нужно учитывать.
    • Заранее выбирают положение водостоков. От этого зависит конструкция свеса.
    • Материал для подшивки выбирают не только по красоте и практичности, но также по простоте ухода и долговечности.
    • Вентиляцию располагают как можно дальше от края, чтобы предупредить возможное попадание воды в систему.
    • Отделку карниза выполняют после утепления стены. Иначе часть под коробом останется неизолированной и дом будет терять тепло.
    • В деревянном здании карниз крепят на кронштейны. Для отделки берут доски с двойной окантовкой.

    Продлить срок эксплуатации деревянного каркаса можно, если готовую конструкцию оштукатурить и покрыть слоем мраморной или гранитной крошки.

    Карнизный узел стропильной крыши

    Карнизный свес


    Летом 2019 года
    Успейте купить облицовочную плитку искусственный камень скалистой фактуры (искусственный камень скалы) по цене со скидкой! Отличный материал для отделки фасадов и цоколей — максимальная износостойкость, превосходный облик. Цена снижена на время проведения акции на 15%!

    Приглашаем в наш шоу-рум, где собрана широка коллекция всех моделей и цветов искусственного камня White Hills.

    Запросить персональную консультацию у технолога

    Устройство карниза кровли с одновременным монтажом водостояной системы и устройством подшивки карнизного свеса.

    В параграфе 4 настоящей инструкции мы развернуто говорили о правилах выставления шаговой обрешетки, в том числе и вставлении обрешетки в зоне карнизного свеса.

    Напомним, что первый ряд черепицы должен нависать над водосточным желобом примерно на 1/3 от его ширины, а этот вынос регулируется выставлением второго бруска шаговой обрешетки для крепления первого ряда черепицы на карнизе кровли.

    Первый ряд черепицы может выходить за край первой обрешетки до 80 мм. Фиксируется саморезами.

    ПРАВИЛА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЧЕРЕПИЦЫ НА КАРНИЗЕ КРОВЛИ.

    Карнизный свес является одним из наиболее ответственных узлов при строительстве крыши. Конструкция карнизного свеса должна полностью соответствовать техническим требованиям, необходимых для правильной эксплуатации всей крыши: водосбор воды, доступ воздуха в подкровельное пространство, эстетическую привлекательность.

    Карнизный свес при устройстве кровли из цементно песчаной черепицы БРААС выполняется всегда с высокорасположенным водосточным желобом (крепление крюков желоба на нижнюю обрешетку).

    Не допускается применение конструкции карнизного свеса с низкорасположенным желобом, то есть желобом, расположенным ниже вентиляционного зазора. Наледь, образующаяся в желобе, перекроет доступ воздуха и прекратит вентиляцию подкровельного пространства.

    ВАЖНО! Выполняя подшивку карнизного свеса обязательно обеспечить приток воздуха под гидроизоляционную пленку. Вентиляционное сечение продухов должно составлять не менее 200 см 2 на 1 погонный метр карниза.

    Чертежи узлов вариантов устройства карнизного свеса

    Карниз мансардной крыши с ограждением и снегозадержанием.

    Карниз мансардной крыши с двумя вентиляционными зазорами

    Карниз мансардной крыши с двумя вентиляционными зазорами

    Карниз мансардной крыши с одним вентиляционным зазором

    Карниз мансардной крыши с выносом и двумя вентиляционными зазорами

    Карниз мансардной крыши с выносом и одним вентиляционным зазором

    Карниз мансардной крыши с выносом, вентиляционным зазором и подшивкой свеса

    Карниз мансардной крыши с выносом и водоизоляционным ковром для крыши с уклоном более 16 градусов

    Чертеж карнизного свеса

    В нашем разделе «Чертежи и схемы» мы публикуем кровельный узел в разрезе – свес кровли дома, выстроенного из кирпича, блоков или с несущими конструкциями из железобетона.

    Материалы, применимые для данного типа домов, диктуют несколько другое решение для карнизного свеса, нежели дерево или деревянный каркас.

    В рамках этого узла рассмотрим также примыкание кровельной системы к верхней части стены дома.

    Вот чертеж карнизного свеса в проекции «со стороны фронтона»:

    Фактически, любая скатная кровля, будь то односкатная, двускатная, вальмовая или любая другая, будет иметь точно такую же конструкцию карнизного счеса.

    Рассмотрим конструктив этого узла, начиная с кровельного материала (сверху) и заканчивая стеной дома (донизу).

    Любой кровельный материал может быть сверху – металлочерепица, натуральная черепица, профнастил, листовой металл. Однако мы рассмотрим гибкую черепицу на скатах, так как под этот кровельный материал монтируется самое сложное основание из всех выше представленных.

    Итак, гибкая битумная черепица. Под ней идет подкладочный материал – фанера, ОСП. Без подкладочного материала мягкая черепица не будет держать нагрузки – она не предназначена для использования без подложки.

    Далее следует обрешетка, на которой смонтирован подкладочный материал. Задача обрешетки — принимать нагрузку от подкладочного материала и распределять по силовым элементам стропильной системы. Нагрузка будет распределяться через стропила на коньковый брус, на основание конькового бруса, стропильную систему чердачного перекрытия и мауэрлат.

    В случае, если перекрытие чердака изготовлено из железобетона, то распределение нагрузки идет на силовые конструкции (уширения) железобетонного перекрытия.

    Посмотрите на то, как решен вопрос утепления верха стены и мауэрлата. Часто делают утепление чердачного перекрытия и не смыкают с ним утепление стены. Получается, что сама стена начинает промерзать сверху, со стороны мауэрлата, так как в этом месте на ничем не утеплена. Такой вариант еще может как-то существовать в доме с деревянными стенами. В случае же с кирпичной или железобетонной стеной вам гарантирован иней на промороженной стене в верхних углах комнат, расположенных под чердаком.

    Итак, сам мауэрлат обычно не утепляют. Изготовленный из бруса 150х150 он вполне способен самостоятельно защитить от промерзания стену под ним. Справа и слева его утепляют базальтовой ватой или пенопластом высокой плотности.

    Также доводят слой утеплителя от перекрытия по самого мауэрлата – иначе здесь будет образован мостик холода, по которому может промерзнуть этот узел.

    Мауэрлат отделяется от стяжки, на которой лежит, слоем гидроизоляции, чтобы влага из стены не напитывала дерево. Еще лучше, если дерево пропитана огне- био- защитными составами, например, «Сенеж Огне Био».

    Дополнительную жесткость карнизному углу придает сборная конструкция в виде трапеции, которая связывает стропила с узлами подшивки карниза. Получается жесткая опора для стропильной системы, которую можно связать со стеной здания подвижными или полужесткими креплениями.

    И еще один нюанс, касательно этого элемента кровли – не стоит низко опускать желоба водосточной системы. Лучше сделать именно так, как указано на чертеже.

    Крыши и кровли

    Скатные крыши представляют собой системы пересекающихся нак­лонных плоскостей — скатов.

    Наиболее часто применяемые формы скатных крыш: односкатные, двухскатные или щипцовые, четырехскатные (вальмовые).

    Построение плана скатной крыши, представляющего собой соче­тание нескольких прямоугольников, производят, руководствуясь сле­дующими правилами:

    — при одинаковых уклонах скатов все ребра и разжелобки в плане должны быть направлены по биссектрисам углов, образованных пересекающимися карнизными линиями;

    — линия конька крыши должна проходить через точку пересече­ния ребер и разжелобков (рис.14).

    Скатные крыши имеют несущую и ограждающую части. Несущая часть крыши состоит из деревянных или железобетонных стропил, стропильных ферм. Ограждающая часть состоит из верхней водонепро­ницаемой оболочки — кровли и основания под кровлю в виде обрешет­ки на деревянных брусков или досчатого настила.

    Кровли в зависимости от материала устраивают из асбестоцементных плит, глиняной черепицы, кровельной листовой стали, рулонных материалов, деревянные и др. (таблица II). Детали устройства кровель показаны на рисунках 15, 16 и 17.

    Рис. 14. Построение плана скатной крыши

    Таблица 12. Размеры штучных кровельных материалов

    Волнистые асбестцементные листы

    Плоские асбестцементные листы:

    Рис. 15. Кровля из волнистых асбестцементных листов

    а — карнизный узел: б — деталь конькового узла; в — деталь крепления листов; I — Т-образннй костыль; 2 — лоток; 3 — оцинкованная кровельная сталь; 4 — кобылка; 5 — карнизная плита; 6 — волнистые и асбестоцементные листы (ГОСТ 378-76 и ГОСТ 8423-75); 7 — деревянные бруски обрешетки; 8 — мауэрлат; 9 — толь; 10 — хомут; 11 — водосточная труба; 12 — досчатая стропильная нога: 13 — коньковый шаблон: 14 — оцинкованный гвоздь; .15 — шайба; 16 — панель перекрытия; 17 — утеплитель; 10 — ограждение кровли.

    Рис. 16. Кровля из черепицы

    а — вида черепицы (ГОСТ 1808-71); б – карнизный узел; в – коньковый узел; г – стыки черепицы;

    1 – черепица ленточная пазовая; 2 – черепица пазовая штампован­ная; 3 — коньковая черепица; 4 — желоб; 5 — карнизная опалубка; 6 — кобылка; 7 — мауэрлат, 8 — толь; 9 — стропильная нога; 10 — бруски обрешетки; 11 — панель перекрытия; 12 утеплитель; 13 — проволока.

    Деревянные наслонные стропила являются простейшим типом несущей конструкции скатных крыш. Их выполняют из брусьев, досок или пластин. Выбор конструктивной схемы стропил зависит от рас­положения в здании внутренних опор, их количества, ширины здания и уклона кровли (таблица 12).

    Для построения стропильной системы в поперечном разрезе не­обходимо установить угол наклона стропильных ног в зависимости от материала кровли. Сечение элементов стропил принимается по конструктивным соображениям, уделяется внимание мерам обеспечивающим жесткость и устойчивость стропил применением дополнитель­ных элементов, согласно принятой конструктивной схеме (таблица 13).

    Рио. 17. Кровля из листовой стали

    | — деталь покрытия свеса крыши; б — соединение листов с помо­щью одинарных фальцев; в — соединение листов с помощью двойных Фальцев;

    I — карнизный спуск; 2 — лоток; 3 — желоб; 4 — костыль; 5 •- крюк; 6 — стоячий фальц; 7 — лежаний фальц; 8 — обрешетка; 1 — кобылка; 10 — мауэрлат; 11 — карниз; 12 — доска; 13 — опалубка.

    Стропильные ноги в нижней части опираются на подстропильный брус (мауэрлат), распределяющий нагрузку от стропил равномерно вдоль наружных стен.

    Нижние концы стропильных ног через одну крепят к стене проволочными скрутками d = 4 — 6 мм ниже обреза стены. Верхние концы брусчатых стропильных ног врубают вполдерева и скрепляют болтами, а досчатые — впритык с накладками на гвоздях. Нагрузка от верхних стропильных ног передается на внутренние опоры системой прогонов, лежней, стоек и подкосов. Опорами стоек и подкосов служат внутренние стены (рис.18).

    При четырехскатной (вальмовой) крыше прогон опирается на стойку вначале вальмы. Стойки опираются на продольный брус — лежень, в него врезают поперечные подкосы. При длине стропильной ноги более 5 м подкосы устанавливают под каждой парой стропильных ног. Для восприятия распора и повышения жесткости стропильных конструкций ставят горизонтальный элемент — ригель, связывающий между собой пары стропильных ног.

    Уклоны скатных крыш при различных материалах кровли

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector