1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полезные советы и инструкции по обустройству свесов односкатной крыши

Полезные советы и инструкции по обустройству свесов односкатной крыши

Монтаж даже такой упрощенной конструкции как односкатная крыша требует тщательного соблюдения всех этапов строительства.

Когда основная часть работ завершается, можно начинать обустраивать свесы односкатной крыши, выполнять их подшивку.

Это необходимая процедура не только в декоративных целях, но и для защиты наружной части здания.

В этой статье разберем виды свесов односкатной крыши, особенности выбора материалов для подшивки и ключевые нюансы их монтажа.

Что это такое?

Свесом называют элемент кровли, который выступает за пределы стен здания. Среди строителей более популярно выражение «коробка».

Чтобы получить красивые и надежные свесы, стропила крыши принудительно удлиняют. Минимальное расстояние вывода стропил на пределы стен – от 50 см.

Назначение свесов односкатной крыши – защита наружной части стен дома, фундамента от осадков (снега, дождя). Дополнительной функцией свесов — декоративная, поскольку удлиненная кровля придает зданию эстетичный вид. Визуально меняется архитектурная выразительность конструкции.

Дом с широкими свесами – украшение просторного загородного участка, здание с узкими свесами будет актуально для небольшого частного сектора в черте города.

Преимущества подшивки свесов, ключевые требования к их устройству

Как только завершается настил кровельного материала, торцы крыши остаются открытыми, видна часть стропил, другие элементы кровельного пирога.

Качественная подшивка скроет внутреннее наполнение крыши, сделает кровельную конструкцию цельной и аккуратной.

Кроме того, оформление коробки дает следующие преимущества:

  1. Надежная защита кровельной конструкции от сильных порывов ветра, проникновения внутрь влаги или осадков.
  2. В зимнее время – экономия на отоплении.
  3. В летний период – снижение затрат электроэнергии на кондиционирование помещений.
  4. При правильно подобранном наклоне, размере свесов – защита комнат дома от палящего солнца.
  5. Обеспечение надлежащей подкровельной вентиляции. Не нужно бояться, что внутри кровельного пирога образуется конденсат, начнет развиваться грибок или плесень.
  6. Срок службы элементов стропильной системы крыши увеличивается.

Среди основных требований, что предъявляются к устройству коробки, нужно выделить следующие:

  1. Обшивка свеса по внешнему виду не должна выбиваться из общей архитектуры здания.
  2. Тип коробки — материал для обшивки всегда выбирается в индивидуальном порядке с учетом климата конкретного региона.
  3. Важно учитывать возможную снеговую, ветровую нагрузку на подшивочный материал, чтобы он не начал деформироваться.
  4. Длина свесов в 50 см считается стандартом для кровли частного дома, но на усмотрение хозяев может меняться в сторону увеличения.

Необходимо заранее просчитать расход материала для обшивки, купить с небольшим запасом. Чтобы в случае нехватки не пришлось покупать материал другого качества или цветовой гаммы.

Различают 2 основных типа:

  1. Фронтальный или фронтонный. Выступает гармоничным продолжением крыши за границами ската. Длина колеблется от 40 до 100 см (точный показатель зависит от расположения выпуска карниза). Допустимо увеличение в большую сторону. Назначение – защита фасада дома от осадков. Фронтальный тип редко оставляют открытым, практически всегда закрывают подшивкой. По устройству бывают оформленными заподлицо или с выступом.
  2. Боковой или карнизный. Чаще применяется при двускатном типе крыши. Проходит вдоль боковых стен дома. Длина колеблется 50-60 см. Оставить открытым или обшить – решают хозяева.

Согласно действующим нормам, свес крыши нужно оборудовать ограждением, что будет задерживать сход снежного покрова с крыши.

Основные варианты

Кровельные свесы имеют существенные отличия в зависимости способа устройства.

Фронтальный вид свеса может быть выполнен:

    Заподлицо. За фронтальный предел стен стропила не выводятся. По краю стропил монтируется по горизонтали сливная доска – это защита торцов крыши от влаги, усиление фиксации элементов водосточной системы. Для деревянных домов средняя длина свеса – 50 см, для кирпичных, блочных домов – можно делать свес меньше.

Принудительное удлинение стропил крыши можно сделать из обрезков бруса. Их саморезами, гвоздями (на выбор) крепят к торцам стропил. Минус свеса заподлицо – верхняя часть стен остается незащищенной от осадков и влаги.

  • С выступом. Выполняется путем удлинения конька на расстояние до 1 м за пределы фасада дома. Удлинению подлежат стропила несущего каркаса. После чего крепится на торцевых сторонах конька и несущих брусьях обрешетки карнизная доска.
  • Нижняя часть фронтального свеса может быть подшитой или не подшитой. Подшитый свес смотрится более аккуратно.

    Боковой (карнизный) тип свеса по устройству бывает:

    1. Открытый. За пределы стен дома выходят главные стропила кровли. Элементы водосточной системы фиксируются по бокам либо к верхней кромке стропил. Популярный вариант устройства для загородных коттеджей, домов.
    2. Закрытый (защитный). Карниз кровли полностью закрывает концы стропил, что выступают за фронтоны крыши. Встречаются варианты размещения паза изнутри, куда вставляют детали обшивки.

    Если крыша оснащена чердаком, то при закрытом карнизном свесе обязательно предусматриваются вентиляционные отверстия для нормального воздухообмена в чердачном помещении.

    Какой именно вариант устройства выбрать, нужно решать, исходя из размеров здания, прилегающей территории, чтобы свесы гармонично дополняли крышу, а не перегружали пространство.

    Оптимальные размеры

    В зависимости от материала, назначения свесов их размеры могут варьироваться от 50 см до 1,5 м.

    Для точного определения длины кровельного свеса нужно изучить действующие нормы СНиП II.II-26-76. В своде правил приведены размеры свесов с учетом сложности, технических характеристик кровельной конструкции. Указывается, какой вид свеса нужно выбрать в зависимости от назначения.

    Для разных кровельных материалов рекомендуют следующие минимальные размеры свесов:

    • асбестоцементные листы (шифер) – от 50 мм;
    • керамическая черепица – от 70 мм;
    • профнастил, стальные листы – от 100 мм.

    Оптимальный тип размеров коробки для односкатной крыши – надежная защита от осадков, придание зданию эстетичности.

    Какой материал для обшивки выбрать?

    Для подшивки свесов чаще всего применяют пиломатериалы, стальные, алюминиевые панели, сайдинг, софиты. Разберем особенности каждого из них подробнее.

    Дерево (доска)

    Один из наиболее востребованных материалов, благодаря доступности сырья и низкой цене. Предпочтение отдается хвойным породам – сосна, ель, лиственница.

    Не рекомендуется брать обрезную доску естественной влажности. При неравномерном высыхание сырье начнет деформироваться.

    Стандартная толщина обшивки свесов деревом – 17 мм, верхний предел – 22 мм. Весь пиломатериал перед монтажом пропитывают антисептиком для наружных работ, чтобы повысить устойчивость материала к воздействию влаги.

    Крепеж производится с двух сторон. Для продления срока службы обшивки свеса защитную обработку материала периодически повторяют.

    Сталь

    Используются именно оцинкованные листы, которые имеют защитный слой от коррозии. Оптимальная толщина листа – 0,6-0,8 мм. Можно брать перфорированные листы с высотой волны до 20 мм.

    Алюминий

    Брать нужно листы толщиной 6 мм, шириной от 10 до 30 см. Алюминиевые элементы фиксируются защелками. Монтаж упрощается, благодаря легкому весу материала.

    Виниловые софиты

    Виниловыми софитами принято называть потолочный сайдинг. Получили широкую популярность у строителей, благодаря ряду плюсов:

    • низкая цена;
    • отличная прочность;
    • легкие по весу, поэтому не нагружают стропильную систему;
    • длительный срок службы;
    • устойчивость к влаге, огню (не горят);
    • удобство и простота монтажа;
    • относительно гибкие и могут принять любую форму.

    По конструкции бывают:

    • двойные, тройные;
    • сплошные;
    • перфорированные.

    Большинство типов виниловых софитов уже оснащено вентиляционными отверстиями.

    Виды профилей

    Для крепежа софитов из различных материалов используют несколько типов профилей. Среди них:

    • J-профиль (стартовая планка) фиксируется к бруску, что на потолке;
    • J-фаска – широкая панель, которой подшивают торец свеса;
    • H- профиль (соединительная планка) скрывает места стыков;
    • внутренний, внешний углы;
    • L-планка – закрывает широкий свес со стороны торца, обрешетку.

    Количество, виды профилей определяются размерами, устройством крыши.

    Организация вентиляции

    При правильно проведенных расчетах воздух должен попадать в отверстия под вентиляцию, выходить – сквозь кровельный проем в коньке.

    Впускные вентиляционные отверстия на крыше нужно закрывать сеткой с целью защиты от проникновения насекомых, птиц.

    Вентиляция для подкровельного пространства – это продление срока службы стропильной системы, предотвращение процесса развития грибка и накопления влаги внутри крыши.

    Как сделать карниз: технология монтажа подшивки

    Порядок крепежа подшивки коробки в зависимости от выбранного материала имеет отличия.

    Перфорированной виниловой

    Все детали подшивки крепят к обрешетке из дерева. Порядок работ следующий:

    1. J-профиль нужно выставить поперек коробки крыши. Отметить нужный размер.
    2. Отрезать подходящий кусок профиля болгаркой.
    3. Закрепить отрезанный J-профиль к деревянной обрешетке саморезами.
    4. Закрепить остальные профили.
    5. Померять шаг между профилями. Согласно этой величины, нарезать софитные планки.
    6. Выполняется монтаж софитных планок. Каждую планку сначала заводят в свес при стене, затем в карнизный свес. Фиксация саморезами.
    7. Для обшивки лобового участка карниза применяется J-фаска.

    Углы закрываются планками встык.

    Сплошной металлической

    Порядок работ по фиксации сплошной металлической подшивки такой:

    1. Вдоль стены фиксируется J-профиль.
    2. Уровнем на стене отмечаются точки, параллельные нижней части карниза. По ним проводится фиксация принимающих профилей.
    3. Вычисляется расстояние от желобов до профилей и еще минус 6 мм (зазор на расширение, сжатие материала).
    4. В J-фаске делаются несколько заусенец для удобства заведения под финишную планку.
    5. Одна часть металлической подшивки идет в паз, другая прикручивается ко второй по счету планке.
    6. Каждая панель фиксируется посередине отверстия.
    7. J-фаской прикрывается лобовая доска.
    8. Листы должны проходить между фаской и профилем.

    Для металлической подшивки ширина каждого листа быть такой же, как и расстояние от J-фаски до J-профиля и минус компенсационные 6 мм.

    Деревянной

    Порядок работ следующий:

    1. Короткие доски кладут под прямым углом к стене.
    2. Фиксацию досок проводить по краям.
    3. Длинные доски будут проходить вдоль карнизной части, короткие доски – поперек карниза.
    4. Доски должны идти параллельно стенке. Крепеж выполняется с шагом 1 м. Важно оставить между досками зазор для вентиляции 1-2 см.

    Все деревянные элементы необходимо периодически обрабатывать антисептиком.

    Финишная отделка

    Проводится с целью приданию кровли завершенности и аккуратности. Планка требуемой ширины вырезается, отгибается край. Она послужит финишной планкой. Она должна быть больше по размеру, чем J-фаска. Крепится через два J-профиля либо внешний угол.

    Видео по теме статьи

    Видео по организации карнизного свеса на утепленной крыше:

    Заключение

    Обустройство свесов односкатной крыши, качественная их подшивка – надежная защита наружной части фасада дома, фундамента от излишка влаги, осадков, придание крыши аккуратного завершенного вида.

    В зависимости от конструкции крыши, свесы бывают:

    • открытые,
    • закрытые,
    • заподлицо,
    • фронтальные,
    • боковые.

    Из материалов для обшивки чаще всего применяют обрезную деревянную доску, стальные листы, виниловые софиты.

    Все об устройстве свесов крыши: форма, размеры, обшивка

    Фронтонные свесы обычно образуются выпусками обрешётки, но могут также опираться на горизонтальные балки крыши — слеги. Основой карнизных свесов являются концы стропил или углы стропильных ферм, выступающие за пределы стен.

    Ширина карнизных и фронтонных свесов

    Строительные нормы (СП 17.13330.2017) определяют лишь минимальную ширину карнизных свесов (600 мм), притом только для крыш без организованного водостока, которые сегодня редкость. Поэтому ширину свесов выбирают исходя из архитектурного решения дома. Скажем, для модного сегодня стиля шале характерны очень широкие свесы — более 80 см, а для английской классики — едва намеченные. Однако необходимо учитывать и практический аспект. При брусовых или бревенчатых стенах целесообразны широкие свесы, которые лучше защитят дерево и межвенцовый уплотнитель от влаги.

    Читать еще:  Как правильно покрыть крышу профнастилом своими руками

    Как увеличить свесы крыши

    Если несущая конструкция крыши состоит из стропильных ферм, то правильнее всего заранее предусмотреть проектом более длинные стропильные ноги и затяжки. Кроме того, можно нарастить карнизные свесы, прибив к стропильным ногам бруски-кобылки. При ширине от 80 см свесы на стропильных ногах или кобылках целесообразно подпирать декоративными укосами от стен, иначе есть риск прогиба кровли под тяжестью снега и льда.Фронтонный свес, образованный досками обрешётки, может быть не более 40 см. При необходимости сделать его 60-80 см собирают каркасную конструкцию из досок, поставленных на ребро, привязанных стальными уголками к ближайшим стропилам. Больший свес возможен только при наличии слег или (в деревянном доме) ступенчатых консольных выпусков верхних стеновых брёвен или брусьев. Слеги на подпорках позволяют сделать фронтонный свес практически любой величины.

    Когда следует обшивать свесы

    Оформление свесов крыши осуществляют одновременно с укладкой кровельного покрытия или сразу после его монтажа. Откладывать отделку свесов ни в коем случае нельзя — хотя бы потому, что ближайший шторм может сильно повредить, а то и вовсе унести крышу без ветровых досок и с неподшитыми карнизами. Однако и слишком торопиться не следует. Выбирать материалы и крепёж нужно с таким расчётом, чтобы отделка прослужила не меньше всей конструкции крыши. Если спустя несколько лет доски (панели) начнёт отрывать ветром из-за неправильно выбранного крепежа, для ремонта придётся вновь строить леса.

    При высоте стен дома более 3,5 м потребуются надёжные леса с перилами. (И козлы и леса проще и дешевле изготовить на месте из досок, чем брать в аренду сборную металлическую конструкцию.) При работе монтажники обязаны пользоваться страховочными поясами.

    Можно ли обойтись без свесов

    Крыши без свесов стали символом современного стиля Barn house (дом-амбар). Для наружной отделки такого дома применяют атмосферостойкие панели (металлические, цементные, керамические или каменные). Часто они же служат кровельным покрытием. По сути, на стены и крышу монтируют единый навесной вентилируемый фасад. В пустом пространстве под обшивкой стен прокладывают водосточные трубы, а желоба устанавливают в плоскости кровли.

    Что такое торцевая и ветровая доски

    Торцевой (или лобовой) доской называют деталь, закрывающую торец крыши со стороны фронтона. По ширине она может быть лишь чуть больше толщины досок (брусков) обрешётки, но в слеговой и нарощенной конструкции должна быть достаточно широкой. В традиционном деревянном зодчестве эту деталь обязательно украшают прорезным орнаментом или фигурными накладками. Ветровую доску прибивают к концам стропил, образующим карнизный свес вдоль стен. Доска должна быть очень прочно закреплена, ведь часто она служит основой для кронштейнов водосточной системы (детали следует привинчивать к каждой стропильной ноге как минимум двумя нержавеющими саморезами длиной не менее 70 мм).

    Как защитить торцевую и ветровую доски от влаги

    Прежде всего важно правильно выполнить краевой узел кровли. В случае гибкой черепицы обязательно использовать подкладочный ковёр и стартовую полосу, для металлочерепицы разработаны специальные герметизирующие и водоотводящие профили — карнизные планки, капельники.

    Оптимальная толщина лобовой и ветровой досок — 20-25 мм, лучший материал — лиственница. Иногда элементы полностью закрывают листовым металлом, однако это требует профессионализма и использования специфических приёмов (например, с членением по вертикали и фальцевыми соединениями), иначе есть риск, что на стальных накладках появятся неаккуратные волны.

    Каким материалом подшить карнизы

    Часто используют деревянную вагонку и просто строганую доску, столь же популярны пластиковые и металлические панели для горизонтального монтажа — софиты. Доски обычно пускают параллельно карнизу и крепят только к стропилам. А панели очень гибкие, поэтому при обшивке их режут на отрезки, которые располагают перпендикулярно линии карниза и привинчивают к обрешётке из реек. Для монтажа софитов разработана целая система доборных профилей, которые позволяют собирать карнизы сложной формы, стыкуя панели под разными углами.

    На подшивку карнизов не попадают вода и прямые лучи солнца, поэтому лакокрасочные покрытия служат здесь долго. Окрашенные доски сохранят цвет не менее 15 лет.

    Как организовать карнизную вентиляцию

    И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

    Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

    Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

    Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.

    Карнизный свес крыши частного дома

    Другие статьи на эту тему:

    Отделка, подшивка карнизного свеса крыши дома — устройство, фото, размер, монтаж

    Зачем нужен карнизный свес крыши дома

    Карнизный свес крыши — это нижняя часть ската, выступающая за плоскость стены дома.

    Строительные правила не регламентируют ширину (вылет от стены) свеса крыши. Имеются лишь рекомендации о максимальной величине свеса, в зависимости от материала кровельного покрытия. Например, волнистый асбоцементный лист может свисать с кровли не более чем на 50 мм., из керамической черепицы — на 70 мм., а из кровельной стали — на 100 мм.

    Карнизный свес меняет архитектуру дома

    Размер карнизного свеса обычно определяется архитектурными традициями, принятыми в той или иной местности. Эти традиции зависят от применяемых для строительства материалов, особенностей климата и представлений населения о красоте и привлекательности.

    Например, в горной местности Карпат на домах из дерева чаще всего можно увидеть крутые скаты крыши с деревянным кровельным покрытием и очень широким свесом.

    Дома из камня в английском стиле имеют черепичные крыши с очень маленькими свесами или вовсе обходятся без них.

    Широкий карнизный свес прикрывает аттиковые стены (вертикальные участки стен) мансарды. В результате дом кажется ниже, а его пропорции выглядят более привлекательными.

    Карнизный свес изменяет, удлиняет видимую высоту крыши, а это меняет пропорции дома, его архитектурную выразительность. Дом в целом, с далеко выступающими от стен скатами крыши, кажется ниже.

    Широкий карнизный свес накрывает, защищает высокое окно от дождя и снега. А в летний зной затеняет окно, ограничивая количество солнечных лучей, нагревающих комнату. Подшивка свеса крыши выполнена в единой цветовой гамме с деталями окна и террасы.

    Широкий карнизный свес защищает стены и окна от косого дождя, отводит воду и снег подальше от стен, тем самым, предотвращает намокание стен и цоколя дома.

    Широкие карнизные свесы создают уютное пространство возле стен одноэтажного дома. Широкий свес, как бы увеличивает площадь дома.

    Под широким свесом (минимум 70 см) можно поставить скамейку, хранить садовый инвентарь, устроить поленницу из дров. Иногда карнизный свес крыши выполняет роль козырька на дверью.

    Дом с большим карнизным свесом крыши лучше смотрится на просторных участках, утопающих в зелени.

    Узкий свес крыши лежит на карнизе (выступе) стены. Карниз стены частично завернут на стену фронтона. Такой архитектурный прием делает дом визуально более легким и стройным. Дом кажется выше и компактнее.

    Узкий свес, лежащий на карнизе стены, больше подходит для дома в плотной городской застройке.

    Карнизный свес экономит энергию

    Если правильно выбрать размер карнизного свеса крыши, то можно экономить энергию, расходуемую на отопление дома зимой, и на кондиционирование — летом. Для этого необходимо подобрать ширину свеса и его высоту над окном так, чтобы летом карниз крыши затенял окно, а зимой лучи солнца проникали в окно и нагревали комнату.

    Если окна летом не защищены от солнца карнизным свесом, например. на нижних этажах, то на южном фасаде дома необходимо установить снаружи над окнами затеняющие устройства. Это могут быть козырьки — маркизы или рольставни. Их монтаж следует предусмотреть на стадии проектирования окон дома.

    Вентиляция в карнизном свесе крыши

    В карнизном свесе обязательно предусматривают элементы для вентиляции подкровельного пространства или не эксплуатируемого чердака, через которые поступает снаружи воздух и далее двигается к коньку крыши. Например, устраивают специальный зазор или устанавливают в подшивке перфорированные панели, или вентиляционные решетки.

    Рекомендуется в карнизном свесе крыши для притока воздуха оставлять вентиляционные отверстия общей площадью равной 1/400 — 1/600 площади кровли. В верхней части крыши для выхода воздуха делают отверстия такого же размера.

    Отверстия для вентиляции, через которые могут проникнуть птицы или насекомые, обязательно закрывают сеткой.

    Светильники в карнизном свесе крыши

    В широкий карнизный свес встраивают светильники, которые подсвечивают фасад дома и освещают придомовую территорию.

    Устройство подшивки карнизного свеса крыши

    Чтобы дом выглядел красиво, карнизный свес снизу закрывают — подшивают, различными материалами. Подшивку свеса иногда называют иностранным термином «софит» или «соффит».

    Подшивку свеса можно выполнить несколькими способами.

    Горизонтальная подшивка

    Если в качестве силового каркаса крыши используется система стропил, то горизонтальную подшивку выполняют следующим образом.

    Панели горизонтальной подшивки крыши вставляют в пазы стартовых планок перпендикулярно плоскости наружной стены.

    Бруски, на которые устанавливают панели подшивки, не должны иметь крепления к наружной стене. Иначе, перемещения деревянных деталей стропильной системы при изменении нагрузки, влажности или температуры, будут вызывать деформацию панелей подшивки.

    Товары для Авто

    На строительном рынке пластиковые панели для монтажа софита можно найти у продавцов сайдинга. Некоторые производители водосточных систем из ПВХ также производят панели для софита.

    Сайдинг для софита имеет большой выбор цветов и фактур. Материал легкий, долговечный и относительно дешевый, благодаря этому очень популярен.

    Профиль панели может содержать одну, две или три планки шириной 10 — 12 см. каждая. Толщина материала 1 — 2 мм. Планки могут иметь перфорацию.

    Из панелей нарезают отрезки, длиной на несколько милиметров короче расстояния между J — профилями. Панель должна размещаться в противоположных профилях свободно для того, чтобы компенсировать температурные изменения длины панели.

    Пластиковые J — профили прикрепляют к деревянным планкам через каждые 30 — 50 см.

    Подшивка карнизного свеса частного дома панелями, вагонкой ПВХ

    Кроме сайдинга, для устройства софита используют панели ПВХ, которые имеют объемную сотовую структуру. Толщина панелей 8 — 10 мм., ширина 10 — 30 см. Узкие панели часто называют пластиковой вагонкой.

    Благодаря сотовой структуре, панели ПВХ более жесткие, чем сайдинг, а их вес не намного больше. Для соединения панелей между собой по их краям сформированы паз и гребень.

    Панели в софите прикрепляют к обрешетке из деревянных брусков. Саморезы вворачивают в край паза панели. Расстояние между саморезами около 30 см.

    За софитом из сайдинга или панелей ПВХ очень легко ухаживать. По мере необходимости покрытие моют водой с добавлением антистатического средства.

    Читать еще:  Подшить карниз крыши своими руками

    Для подшивки карниза иногда используют кровельный профилированный лист — профнастил. Рекомендуется использовать листы с высотой волны не более 20 мм.

    Традиционное дерево для устройства софита используют все реже. Чтобы хорошо выглядеть деревянные детали требуют регулярного ухода. Примерно каждые пять лет дерево необходимо обрабатывать защитными составами, красить или покрывать лаком.

    Горизонтальная подшивка больше подходит для дома с вальмовой или шатровой формой крыши.

    Подшивка параллельно скату

    Подшивка параллельно скату Карнизный свес двухскатной крыши частного дома чаще всего подшивают параллельно скату крыши.

    Для устройства софита параллельно скату применяют те же материалы, что и для горизонтальной подшивки.

    Карнизный свес крыши дома без подшивки

    Карнизный свес закрывают подшивкой для того, чтобы придать дому привлекательный вид. Торчащие стропила и нижняя поверхность кровли обычно выглядят не эстетично. Но делают это не всегда. На фото выше показан вариант устройства широкого карнизного свеса без подшивки.

    Карнизный свес кровли: виды, материалы изготовления, размеры

    Существует следующая классификация свесов:

    • Подшитые. В большинстве случаев их применяют на вальмовой двускатной кровле.
    • Не подшитые. Этот вид самый распространенный, его применяют практически в каждой кровельной конструкции, как для односкатной, так и для двускатной.
    • Укороченные. Применяются на каждой из основных кровельных конструкций.
    • Коробчатые. Применяют для вальмовых односкатных и двухскатных кровель.

    Узел карнизного свеса дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.

    • Карнизный свес, изготовленный заподлицо. В таком случае стропила не выводят за границы стен, а по их краю осуществляется крепеж горизонтальной сливной доски, к которой в дальнейшем монтируются водосточные желоба. К минусам таких свесов относят отсутствие защиты верхних элементов стены от влаги.
    • Открытый получил широкое применение в частном строительстве. Крепеж водосточной системы осуществляется к верхним кромкам стропил или по их нижнему краю.
    • Закрытый. Для такого свеса выступающие концы стропил закрывают при помощи карниза, у которого предусмотрен специальный паз для крепежа софита с внутренней стороны. Если имеется утепленный чердак, такой карниз должен иметь вентиляционное отверстие.
    • Фронтонный. В этом случае устройство кровли полностью определяется фантазией дизайнера и может выходить за границы стен и устраиваться заподлицо. Выступающая область кровли нуждается в обязательной подшивке, ширина которой составляет не менее 50 см.

    Типы карнизных свесов

    1. Боковые. Их устанавливают для предохранения боковых стен здания от негативного воздействия атмосферных осадков. Для обустройства свесов кровельные балки выводят на расчетное расстояние за пределы наружной поверхности стен. Его величина зависит от конструкции крыши, ширины отмостки вокруг здания и других факторов.
    2. Фронтальные. Обеспечивают высокоэффективную защиту фасада дома. На двухскатной кровле карниз обустраивается путем выпускания доски конька на определенную величину за пределы фасада. Затем подобным образом должны быть выпущены несущие кровельные перекладины, закрепленные на стропилах.

    Монтаж карнизов в деревянных домах производится путем врезки или прибивания кронштейнов-шаблонов по всему периметру строения. Свесы бывают подшитые, неподшитые, укороченные, коробчатые. Их выбор осуществляется в зависимости от конструкции крыши.

    Классификация кровельных свесов

    Свес должен всегда продолжать крышу, обычно это выглядит по-разному. В строительной архитектуре, уже долгое время формируются многие варианты свесов, классифицируем их:

    • Неподшитые – один из самых популярных вариантов, который используется для вальмовой и скатной кровли;
    • Подшитые — применяются на двускатных кровлях, также подходят для вальмовых крыш;
    • Коробчатые — строятся при возведении ломаной и односкатной крыши;
    • Укороченные – самый простой способ, применяется везде.

    Выделяют две основные разновидности свесов:

    • Боковой
    • Фронтальный

    Для различия этих понятий можно сказать следующее на примере двускатной крыши: боковые свесы будут располагаться вдоль боковых стен, а фронтальные свесы будут защищать фасад здания, при этом быть как выступающими, так и сделанными заподлицо. Все зависит от изначального проекта и дизайнерской задумки.

    Оптимальные размеры

    По нормативам ГОСТ и СНиП свес крыши от стены имеет вполне определенные размеры. Зависит это от характера материала, использованного для кровли:

    • если используется асбестоцементный шифер, длина карниза составляет не менее 25 см;
    • величина конструкции из оцинкованной стали, в том числе и профлиста – 12 см;
    • если настилают гибкую черепицу, допускается минимальный размер – 5–7 см.

    Помимо требований СНиП и ГОСТ учитывают особенности здания и конструкцию свеса. Если предполагается освещение фронтона, светильники обычно монтируют именно в карниз. Это означает, что его длина должна быть достаточной, чтобы разметить довольно массивные корпуса осветительных приборов.

    Учитывается также размещение окон и балконов. Нередко карниз выступает частью затенения проемов и в этом случае длина его увеличивается.

    Стандартом считается угол наклона свеса под 45 градусов. На деле угол может быть заметно меньше, так как карниз нередко делают преломленным.

    Стеновые свесы

    Стеновые свесы делают двумя способами.

    • Первый – свесы являются частью стропильных ног.
    • Второй применяют, когда стропила заканчиваются на уровне стены. К ним крепятся доски, называемые кобылками. По сути, стропильные ноги удлиняют. Иногда кобылки устанавливают не параллельно стропилам, а более горизонтально. В этом месте скат крыши будет казаться изломанным. Получается своего рода трамплин для воды, и она отбрасывается от стен дальше.

    Устройство подшивки карнизного свеса крыши

    Чтобы дом выглядел красиво, карнизный свес снизу закрывают — подшивают, различными материалами. Подшивку свеса иногда называют иностранным термином «софит» или «соффит».

    Подшивку свеса можно выполнить несколькими способами.

    Горизонтальная подшивка

    Если в качестве силового каркаса крыши используется система стропил, то горизонтальную подшивку выполняют следующим образом.

    Панели горизонтальной подшивки крыши вставляют в пазы стартовых планок перпендикулярно плоскости наружной стены.

    Бруски, на которые устанавливают панели подшивки, не должны иметь крепления к наружной стене. Иначе, перемещения деревянных деталей стропильной системы при изменении нагрузки, влажности или температуры, будут вызывать деформацию панелей подшивки.

    Карнизный свес крыши подшит панелями сайдинга для софита

    На строительном рынке пластиковые панели для монтажа софита можно найти у продавцов сайдинга. Некоторые производители водосточных систем из ПВХ также производят панели для софита.

    Сайдинг для софита имеет большой выбор цветов и фактур. Материал легкий, долговечный и относительно дешевый, благодаря этому очень популярен.

    Профиль панели может содержать одну, две или три планки шириной 10 — 12 см. каждая. Толщина материала 1 — 2 мм. Планки могут иметь перфорацию.

    Из панелей нарезают отрезки, длиной на несколько милиметров короче расстояния между J — профилями. Панель должна размещаться в противоположных профилях свободно для того, чтобы компенсировать температурные изменения длины панели.

    Пластиковые J — профили прикрепляют к деревянным планкам через каждые 30 — 50 см.

    Подшивка карнизного свеса частного дома панелями, вагонкой ПВХ

    Кроме сайдинга, для устройства софита используют панели ПВХ, которые имеют объемную сотовую структуру. Толщина панелей 8 — 10 мм., ширина 10 — 30 см. Узкие панели часто называют пластиковой вагонкой.

    Благодаря сотовой структуре, панели ПВХ более жесткие, чем сайдинг, а их вес не намного больше. Для соединения панелей между собой по их краям сформированы паз и гребень.

    Панели в софите прикрепляют к обрешетке из деревянных брусков. Саморезы вворачивают в край паза панели. Расстояние между саморезами около 30 см.

    За софитом из сайдинга или панелей ПВХ очень легко ухаживать. По мере необходимости покрытие моют водой с добавлением антистатического средства.

    Для подшивки карниза иногда используют кровельный профилированный лист — профнастил. Рекомендуется использовать листы с высотой волны не более 20 мм.

    Традиционное дерево для устройства софита используют все реже. Чтобы хорошо выглядеть деревянные детали требуют регулярного ухода. Примерно каждые пять лет дерево необходимо обрабатывать защитными составами, красить или покрывать лаком.

    Горизонтальная подшивка больше подходит для дома с вальмовой или шатровой формой крыши.

    Подшивка параллельно скату

    Подшивка параллельно скату Карнизный свес двухскатной крыши частного дома чаще всего подшивают параллельно скату крыши.

    Для устройства софита параллельно скату применяют те же материалы, что и для горизонтальной подшивки.

    Карнизный свес крыши дома без подшивки

    Карнизный свес закрывают подшивкой для того, чтобы придать дому привлекательный вид. Торчащие стропила и нижняя поверхность кровли обычно выглядят не эстетично. Но делают это не всегда. На фото выше показан вариант устройства широкого карнизного свеса без подшивки.

    Материальная часть

    Карнизный свес кровли в большинстве случаев выполняется из доски хвойных пород. Обращайте внимание, какова влажность основного вещества, так как при значительной величине ее, достаточно вероятно появление дефектов. Оптимальная толщина обшивочного слоя — 1,7 см, а наибольшая допустимая — 2,2 см. Каждый экземпляр доски нужно осматривать и отбирать отдельно.

    Крепят внешний слой двусторонне, но если применяется доска свыше 6 м длиной, делают шаг в метр; обязательно следует пропитывать древесину гидрофобным лакокрасочным материалом промышленного изготовления. Впоследствии такая обработка повторяется систематически, иначе элемент не способен проработать достаточно долго.

    Независимо от того, какой именно тип конструкции использован, площадь выпускных отверстий и их диаметр должны соответствовать вентилируемой площади. В норме заход воздуха должен происходить именно через вентиляционные отверстия, а вывод его — сквозь отверстие конька. Во избежание проникновения внутрь птиц, грызунов и насекомых обязательно монтируется мелкая проволочная сетка.

    Как сделать карниз крыши своими руками.

    Чтобы не просто установить карниз крыши, а сделать это максимально правильно, потребуются определенные строительные и технические навыки, наличие всех необходимых инструментов, также обязательно необходимо соблюдать технику безопасности. Карнизные свес скатной кровли монтируется с использованием стропил. Порядок проведения работ будет зависеть от того, какие были выбраны отделочные материалы и каким образом они будут крепиться.

    Фронтальный карниз крыши образуется за счет выпуска на необходимую длину конькового бруса. К нижней выступающей доске и коньку в натяжку крепится шнур, который служит для того, чтобы концы досок можно было обрезать на одинаковую длину. Следующим шагом должно будет крепление к выступающему торцу бруса и поперечным доскам карнизной доски. Ее еще называют ветровой. Кровельный материал укладывается на карниз крыши одновременно с креплением на кровлю общего настила. Точно так же обрезаются края стропил, выступающие за пределы стен.

    Далее устанавливается карниз крыши из обрезных досок или металлического профиля. В зависимости от типа материала, выбранного для подшивки свеса, следует выбирать и материал, который будет использован для карниза. Например, для подшивки сайдинга используются металлически или виниловые профили, а для деревянной вагонки следует использовать каркас из дерева.

    Прежде чем устанавливать карниз крыши, необходимо определиться с еще одним нюансом – какой будет карнизная коробка. Она может быть двух видов:

    1. Горизонтальная – короба крепятся к самой низкой точке стропил и к доске, которая расположена в стыке стены постройки.

    2. Вертикальная – для обшивки используются выступающие за грани стены постройки стропила. Использовать этот метод стоит только в том случае, если кровля имеет небольшой уклон.

    Важно помнить, что карнизный свес должен быть подшит под прямым углом к стене постройки. Для его изготовления используется сайдинг, древесина, софит или вагонка.

    Читать еще:  Стропила мансардной крыши строение конструкции

    Как организовать карнизную вентиляцию

    И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

    Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

    Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

    Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.

    Карнизный свес кровли

    Строительство крыши состоит из нескольких этапов, каждый из которых по-своему важен. Все они оказывают большое влияние на долговечность и эффективность эксплуатации строения. Рассмотрим устройство карнизного свеса, являющегося обязательным элементом большинства стропильных систем.

    Карнизный свес – часть ската, которая выступает за пределы фасадных стен здания и предназначена отводить влагу от коробки и улучшать внешний вид. Минимальная величина свеса 50–60 см, но эти значения могут изменяться в широких пределах с учетом строительных традиций в данной местности. К примеру, некоторые проекты домов в Финляндии используют карнизный свес в качестве навеса для веранды, а это довольно большая конструкция, требующая высокой квалификации строителей.

    Карнизный свес кровли

    Виды карнизных свесов

    Финишное оформление свесов зависит только от желания застройщика. На функциональность оно никакого влияния не оказывает, но лишь в том случае, когда строго выполняются все рекомендации строительных норм и правил.

    Таблица. Типы конструкций карнизного свеса

    Перед окончательным выбором нужно проконсультироваться с профессионалами, при этом следует принимать во внимание внешний вид и необходимость обеспечения рекомендованных условий эксплуатации крыши.

    Цены на различные виды строительных досок

    Материалы для подшивки

    Финишная отделка карнизных свесов выполняется различными строительными материалами, среди которых есть как бюджетные, так и эксклюзивные варианты. При выборе рекомендуется учитывать стиль здания и рядом расположенных строений.

      Сайдинг. Наиболее популярный в настоящее время материал. Главное достоинство – низкая цена и простота монтажа. Пластиковые панели легко режутся, при необходимости их можно немного сгибать. Промышленность предлагает покупателям специальные панели для подшивки, это так называемый сайдинг для карнизов. Его отличие от обыкновенного – наличие перфорированных вентиляционных отверстий. Сайдинг можно приобрести различных размеров и цветовых решений.

    Сайдинг для карнизов отличается наличием перфорации

    Натуральная вагонка — отличный вариант для подшивки карниза

    Оцинкованная сталь тоже применяется для подшивки свесов, но встречается такой вариант нечасто

    Медная подшивка карниза смотрится очень эффектно и дорого

    Цены на сайдинг

    Как правильно делать карнизный свес

    Довольно часто концы стропил незначительно выступают за пределы несущих стен и карнизный свес получается слишком узким. В таких случаях стропила удлиняют с помощью досок сечением 100 на 50 мм. Называются эти элементы кобылками.

    Удлинение стропил кобылками

    Калькулятор расчета удлинения стропил для карнизного свеса

    Для примера мы рассмотрим самый сложный вариант – крыша утеплена минеральной ватой и требует эффективной вентиляции для удаления конденсата. Для создания пароизоляционного слоя применяется пленка на основе этилен-бутилакрелата с двумя парозадерживающими слоями полипропилена и сополимера.

    Шаг 1. Закрепите мембрану с внутренней стороны чердачного помещения. Пленки вначале фиксируются степлером, в дальнейшем будут использоваться технологии в зависимости от метода обшивки стен мансардных помещений. Стыки плотно приклеиваются, выходы дымоходов и вентиляционных труб дополнительно герметизируются. Внутренняя пароизоляция не может переходить на карнизный свес, она фиксируется либо к стенам, либо к кровельному перекрытию.

    С внутренней стороны стропил крепят защитную мембрану

    Шаг 2. Установите опорную доску между стропильными ногами. Она должна быть в одной плоскости с фасадными стенами, ширина элемента отвечает шагу стропильных ног, а он учитывает размеры утеплительных материалов. За счет такого соответствия размеров минвату нет необходимости разрезать для подгонки по ширине ниш, работы намного облегчаются и ускоряются, качество утепления значительно увеличивается. Опорные доски прикручиваются к стропильным ногам саморезами или прибиваются гвоздями, нужно по два крепежных элемента на каждую сторону.

    Устанавливают опорные доски между стропилинами

    Шаг 3. Подготовьте ровное основание для укладки ветрозащитной и гидрозащитной мембраны, уменьшите высоту стропил на длину холодного свеса. Делается это в несколько этапов.

    1. Сделайте пропилы на стропильной ноге свеса. Глубина пропилов должна быть такой, чтобы плоскость прибиваемых в дальнейшем к ним досок располагалась на одном уровне с целыми стропильными ногами.
    2. Стамеской или долотом аккуратно уберите лишние куски, выровняйте поверхность стропилин. Делать ее идеально ровной нет надобности, эти места все равно закрываются досками. Обращайте внимание, чтобы их поверхность располагалась на одном уровне или немного ниже стропильных ног.

    Делают срезы на концах стропил

    Некоторые неопытные застройщики не уделяют внимания уровню расположения досок на свесах и прибывают их прямо к стропильным ногам. В таком положении они располагаются выше плоскости, мембрана в этом месте загибается вверх. Конденсат не может беспрепятственно удаляться, в месте примыкания постоянно скапливается большое количество воды. Такие условия эксплуатации стропильной системы оказывают крайне негативное влияние на долговечность деревянных конструкций.

    Практический совет. Карнизный свес утеплять не нужно, утепление должно заканчиваться на опорной доске. А она устанавливается напротив мауэрлата или фасадной стены.

    Шаг 4. Оформите карнизный свес обрезными досками. Они прибиваются к подготовленным участкам стропильных ног. Во время работы проверяйте положение, если доски выступают над плоскостью ног, то ниши следует углубить. Еще раз напоминаем, что конденсат не должен длительное время быть на мембране, это очень важно. Со временем вода начет протекать, стропильная система намокнет.

    Прикручивают доски к стропилам

    Доски можно прикручивать саморезами, но намного быстрее и легче фиксировать их гладкими гвоздями. Нагрузка на этот элемент ничтожная, любые метизы гарантируют достаточную прочность фиксации.

    Шаг 5. Прикрутите на место лобовую (карнизную) доску. Ее нужно крепить к торцам стропильных ног. Во время монтажа стропильной системы торцы ног выравниваются по веревке и располагаются строго в одной плоскости. Если обнаружились несоответствия по длине, то между доской и ногами можно подкладывать деревянные подставки. Только надо следить, чтобы они были сухими и имели достаточные размеры. В противном случае слишком маленькие подставки могут трескаться при забивании гвоздей, а сырые усыхать – появляются нежелательные щели.

    Устанавливают лобовую доску

    Шаг 6. Прибейте капельник. Он выполняет две задачи: отводит воду за пределы стен и удерживает нижний край гидрозащитной мембраны. Капельник изготавливается из листовой оцинкованной стали, толщина 0,45 мм, верхние поверхности имеют полимерное покрытие. Нахлест элементов примерно пять сантиметров, направление стыков не имеет значения.

    Сверху прикручивают капельник

    Шаг 7. Приступайте к укладке гидроизоляционной ветрозащитной мембраны. В зависимости от типа материала она может укладываться непосредственно на утеплитель или необходимо оставлять зазор для облегчения испарения влаги. Работы ведутся снизу вверх к коньку, нахлест примерно 10 см, места соприкосновения желательно проклеивать. Некоторые мембраны имеют специальные полосы с клеящими составами, с них снимается защитная бумага и все готово к проклейке.

    Укладывают защитную мембрану

    Для крепления мембраны к капельнику следует применять специальную ленту. Профессионалы рекомендуют пользоваться материалами на основе бутил-каучука, он длительное время сохраняет первоначальные параметры адгезии и гарантирует надежное сцепление. Мембрана фиксируется в следующей последовательности.

    1. Очистите капельник от пыли, его поверхность должна быть чистой, сухой и обезжиренной
    2. Прикрепите к кромке элемента ленту. Не допускайте искривлений, лента не должна провисать на изгибе металлической планки.
    3. Снимите защиту, при этом немного заверните край мембраны в обратную сторону.
    4. Выровняйте полотно и в таком положении максимально плотно приклейте его к ленте.

    Нижний край мембраны должен плотно приклеиваться к планке капельника

    Точное соблюдение рекомендованных технологий дает гарантию длительного и беспроблемного пользования стропильной системой. Для всех случаев жизни универсальных советов не существует, многие решение должны приниматься мастером на месте в зависимости от конкретных особенностей конструкции.

    Ошибки при гидроизоляции карнизного узла

    Цены на материал для пароизоляции

    Теперь осталось сделать вентиляцию подкровельного пространства, ее эффективность во многом зависит от правильности оформления карнизного свеса.

    Правильная вентиляция обеспечивает долговечность стропильной системы и теплоизоляционного материала

    Устройство вентиляции

    Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.

    Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.

    На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту

    Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.

    Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.

    Поверх вертикальных реек крепят обрешетку

    Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.

    Зазор закрывают специальной лентой

    Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.

    Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба

    На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.

    Видео — Карнизный свес кровли

    Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.

    Степан Русов главный редактор

    Автор публикации 25.11.2018

    Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector